Суббота, 20.04.2024, 00:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Пучеж-на-Волге

Категории раздела
Философия [36]
Философия
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Философия

Проблема сознания: состояние и перспективы. Часть 8
10 
   В проблеме сознания, взятой в её историческом контексте, отчетливо прослеживается тенденция к последовательной смене философских парадигм, отражающих существующую систему взглядов и воззрений на происхождение и природу данного явления. Эта эволюция представлений, начавшаяся с простой констатации факта существования сознания как особой реальности, существующей наряду и параллельно физической, затем трансформирова- лась в идею их отношения и связи, классически оформленную в виде психофизической, а затем и психофизиологической проблемы (mind-body problem) и выразившуюся в признании того факта, что сознание имеет физическую и даже конкретную физиологическую основу. На данном этапе возникла новая концепция, в соответствии с которой сознание рассматривается как явление системно-функционального характера, а следовательно, это физическое или физиологическое оказалось функционально разграниченным и наделенным качествами и свойствами, которые отвечали бы его роли в таком отношении. 
   Отсюда и психофизическая проблема, одной из основных задач которой является описание и объяснение кодовой зависимости или связи между психическими образами и их физическими коррелятами, в свете системно-функционального подхода получила новую интерпретацию, в которой особую актуальность приобрел вопрос об основе или причине такой связи, а значит, и о природе самого явления. Принципы такого подхода требуют полного и всестороннего описания всех сторон информационного процесса, - всех тех физических систем, которые участвуют в нем. Отсюда возникает вполне конкретная задача исследования и описания каждой из сторон функционального отношения: источника и получателя, характера их связи, то есть механизма считывания, всего того, что можно отнести к объективной основе сознания, - лишь такая постановка вопроса является конструктивной и рациональной. 
   Какими же видятся пути и перспективы дальнейшей разработки данной проблемы? В том подходе, где сознание понимается как одна из сторон информационного процесса, другие его стороны должны уже изначально обладать определенной совокупностью качеств и свойств: отсюда, исходя из их функциональной принадлежности, можно заранее составить себе представление о структурных и системных свойствах каждой из них. Будучи аспектами единой физической реальности, эти стороны реально взаимодействуют между собой, но собственно физический аспект взаимодействия в таком процессе играет второстепенную роль: на первый план здесь выдвигаются системные свойства каждой из сторон такого взаимодействия. 
   С этих позиций можно представить себе, хотя бы теоретически, существование границы между ними как в плане системно-функциональном, так и в физическом. Очевидно, материальным выражением такой границы будет тот конечный субстратный уровень, с воплощённым в нём кодом, с которого уже непосредственно считывается информация. В современной нейрофизиологии роль такого субстрата выполняет нервная ткань, а носителями кодов выступают специализированные нейродинамические системы, причем, имеется экспериментальное доказательство наличия корреляции между нейродинамическими кодами и психическими образами. Однако, существующие факты не дают полного основания утверждать, что мы имеем дело с конечным, а не промежуточным кодом; ясно, что связь между сообщением и получателем должна осуществляться на одном и том же или предельно близком субстратном уровне, поэтому нельзя исключить и той возможности, что этот уровень может оказаться более глубоким. Следовательно, вопрос о конечном коде остается открытым, - то ли это атомно-молекулярный уровень, кварк-глюонный или лептонный, или, возможно, уровень скалярного поля Хиггса, или, наконец, уровень фундаментального поля с единым типом взаимодействий. Во всяком случае, сейчас можно с уверенностью утверждать лишь то, что именно на субквантовом уровне начинают уже довольно отчетливо проявляться те особые системные свойства тотальности, целостности и единства, которые на макроскопическом уровне могут проявляться только локально и в ходе соответствующим образом организованных физических экспериментов. Нетрудно предположить, что конечный код должен быть максимально приближен или находиться на том же уровне, что и получатель - структурирование субстрата физического вакуума под действием квантованных полей может оказаться ценным аргументом в пользу такого допущения, а также и предполагаемое существование у живых организмов полевой компоненты, выполняющей важные информационно-регулятивные функции и структура и организация которой может оказаться чрезвычайно сложной, представленной совокупностью полей различной физической природы. Поэтому нельзя исключить и такой возможности, что изучение кодовых форм со временем станет предметом исследования таких физических наук как квантовая теория поля и космология. 
   Что же касается другой стороны функционального отношения - получателя, то здесь ситуация выглядит по-иному. Исходя из тех критериев, которым должен отвечать этот аспект информационного процесса, на сегодняшний день можно лишь констатировать отсутствие как прямых, так и косвенных свидетельств в пользу того, что подобную функцию мог бы реализовать любой из известных материальных объектов или уровней. То, что в физике понимается под достаточно общим понятием "субквантовый уровень”, не дает оснований считать, что мы имеем дело с качественно иным типом реальности, которому можно было бы приписать функцию конечного наблюдателя. Вместе с тем, в нем уже довольно зримо проступают черты нетривиальной целостности, неизменности и единства, которые, по всей видимости, должны принадлежать гипотетическому получателю в качестве его атрибутивных свойств. С другой стороны, та особая среда физического вакуума из виртуальных частиц с их полуреальным существованием свидетельствует также о том, что ему не в меньшей степени присущи свойства изменчивости и множественности. Отсюда, такой уровень может быть скорее некоей промежуточной инстанцией, связующим звеном между нейродинамическими системами и получателем, а это, в свою очередь, ставит вопрос о существовании последовательной градации, сложной иерархии уровней реальности, среди которых может находиться и искомый, отвечающий той особой функции, которую он выполняет в информационном процессе. Если мы говорим, что объективной основой информации является разнообразие, обуславливающее многообразие и изменчивость кодовых форм, содержание которых она представляет, то для процесса считывания существенны уже иные критерии, - гетерогенная структура кода предполагает гомогенную, абсолютно регулярную структуру получателя, стабильность и неизменность его физических качеств и свойств. 
   Несомненно, что ключевым моментом в общей программе поиска физических оснований сознания должно являться установление характера взаимодействия конечного кода с получателем, то есть самого механизма считывания. Только в понимании природы этого процесса можно найти и окончательное объяснение всей уникальности феномена сознания, его идеальной сущности. Если форма сознания как форма представления информации целиком определяется природой самого получателя, то его содержание включает в себя как характеристики внешнего мира, внутренних состояний организма, так и характеристики получателя. Сама фундаментальная структура сознания, выражающаяся в существовании модальности "Я” и "не-Я”, отображает уже на психическом уровне общие системные свойства как наблюдателя, так и наблюдаемого. Действие самого механизма считывания на феноменальном уровне проявляется в виде непрерывно развертывающегося поля или потока сознания индивида. Решающим фактором для запуска такого механизма предположительно может быть возникновение особого физического объекта, чьи системные свойства будут максимально близкими к системным свойствам получателя. Понятно, что, для того, чтобы войти в другую систему, необходим ключ к такой системе. Можно предположить, что функцию такого ключевого кода мог бы выполнять физический коррелят модальности "Я”, психологически характеризуемый как чистое и неограниченное поле сознания. Однажды возникнув, такой ключевой код запускает и поддерживает действие механизма считывания, вынуждая получателя определенным образом реагировать на его появление, "учесть” его форму, геометрические и топологические характеристики. При этом, также вполне реалистичным выглядит предположение о том, что структура такого кода может отображать состояние самого получателя, - отсюда видится особая роль фазовых переходов в мозге и связанных с ними макроскопических когерентных состояний, изучение которых может дать важные сведения для понимания закономерностей протекания физических процессов, соотносимых с теми или иными аспектами психической деятельности. 
   Безусловно, та форма, в которой получатель реагирует на форму сообщений, сама по себе уникальна и, что существенно, носит целиком качественный характер, выражающийся в том безграничном спектре "значений”, которые образуют целостное содержание сознания; в то же время, нельзя не видеть, что содержание сообщений в известной степени определяется и способом интерпретации, и, если последний является постоянным, то, надо полагать, и сам механизм возникновения и разложения ключевого кода будет одним и тем же, как это следует из состояний бодрствования и сна без сновидений. Сознание - системное свойство в том смысле, что оно является свойством той системы, которую представляет собой получатель и сообщение в их актуальной связи, отсюда и содержание сознания и форма его представления, наконец, структура и динамика кода, его геометрия и топология, оказываются тем необходимым исходным материалом, тем предметом исследования, на котором философская и научная интуиция способна сформировать представление о природе самого получателя и его способе интерпретации. Результаты научно-теоретических исследований, - вот очевидный максимум тех сведений, которые мы можем иметь о получателе на сегодняшний день; ситуация впрочем, для современного естествознания довольно типичная, так как ему всё больше приходится иметь дело с принципиально ненаблюдаемыми физическими объектами, процессами и явлениями. 
    Надо отметить, что специфика информационного подхода такова, что в нем достаточно заметно проявляется тенденция к модификации проблемы сознания в проблему субъекта познания, отчего личностно-экзистенциальный аспект этой проблемы приобретает новое и даже несколько необычное содержание. Действительно, из признания того факта, что каждый из нас представляет собой реально действующую информационную систему, следует также и то, что в неё необходимо включен и получатель информации. Между тем, этот ключевой компонент информационного процесса оказывается целиком вне сферы сознательного опыта индивида. Можно дать подробное описание источника информации, то есть внешнего мира и состояний своего организма, самой информации, что составляет предмет психологии, но мы не в состоянии описать получателя, хотя его существование несомненно, доказательством чего является своя собственная субъективная реальность. Каждый из нас и мы все, будучи существенно и главным образом "получателями” информации, тем не менее, совершенно не представляем себе, какова же его, а точнее, наша истинная природа: сама сущность человека, можно сказать, его экзистенция, ему неизвестна. Этот факт можно было бы считать необычным, курьёзным, драматичным или любым другим, его можно игнорировать или признавать, но такова природа человека, таков способ его бытия. 
   Поэтому проблема сознания, безусловно, существует и её решение должно представлять собой достижение определенной цели. Но отсюда возникает законный вопрос - кто или что в этом заинтересовано? - источник информации, её получатель или информация как таковая: каждые по отдельности или в их совокупности? Если предположить, что получатель нуждается в своем собственном объективном описании, то с какой целью? Ведь такое знание не изменит ни его статуса, ни его функций в любом возможном для него информационном процессе, - как заметил Плотин: ”Абсолютное Единое ни в чем не нуждается для себя ...” /117/. Точно также подобная проблема ровным счетом ничего не значит и для источника информации или совокупности сообщений, - все они лишь физические объекты, хотя и с достаточно сложной организацией, которые, однако, совершенно индифферентны к их объективному описанию. Иными словами, если проблема сознания может быть поставлена, а если ещё и решена, то что это для личности может значить? Для наблюдателя - ровным счетом ничего, точно также как и для наблюдаемого (совокупности кодовых форм). Следовательно, в этом знании заинтересован такой аспект информационного процесса, как сознание, субъективная реальность, информация как таковая, видя в этом возможность утвердить свою абсолютную ценность и ничем не обусловленное существование (Достаточно необычный план "спасения” субъективной реальности содержится в работах К.Кастанеды). Формулируя проблему сознания, субъективная реальность ставит своей целью достижение ею вечного, необусловленного и неограниченного существования, - того, что во всех религиозных и философских учениях определяется как вечная жизнь и вечное блаженство, в смысле полного исключения из сферы сознания такой его формы как страдание, а поэтому решение данной проблемы оказывается средством для достижения этой цели. 
   Сложность же здесь состоит в том, что бытие сознания как такового только функционально, оно целиком опирается на его объективное основние – совокупность сообщений и их получателя; его существование определяется природой этих элементов информационного процесса, с присущими им закономерностями и связями. Следовательно, нацеленная на постижение природы этих объективных начал, субъективная реальность, которая сама по себе представляет лишь проявление их актуальной связи, может построить собственную и вполне определенную стратегию достижения ею своего вечного и необусловленного существования. При ближайшем рассмотрении, счастливым обстоятельством оказывается то, что природа получателя такова, что его состояние, как и способ интерпретации является инвариантными относительно любых кодовых преобразований; отсюда и тот аспект субъективной реальности, который его отображает, воспроизводит существенные черты его неизменного и необусловленного бытия. Стало быть, идея построения самообусловленной субъективной реальности будет целиком зависеть от ситуации в области наблюдаемого и эта реальность может достичь своей цели в той мере, в какой она овладеет способностью управлять, манипулировать кодами; поэтому решающее значение здесь приобретает знание кодовой зависимости, связи психических образов с их физическими коррелятами. Воплощение идеи вечной жизни и вечного блаженства означает в то же время необходимость полного исключения из сознательного опыта такой формы сознания как страдание, а это означает, что по отношению ко всему комплексу кодовых зависимостей должна быть проведена операция по распознаванию, селекции и устранению кодовых форм с их негативным содержанием. Речь, таким образом, идет о тотальном субстратном и структурном преобразовании носителя информации, всего его материального тела. Разумеется, для того воззрения, которое видит в субъективной реальности единственную и наивысшую ценность, возникает проблема сохранения и увековечивания этой реальности, которая и формулируется в виде проблемы сознания, что предполагает полное и всестороннее описание её объективной основы: "Рассмотрение проблемы расшифровки нейродинамического кода психических явлений показывает, что достижение значительных результатов в этой области ознаменовало бы новый этап самопознания и самопреобразования человека” /29/. Безусловно, познание материальной основы психических процессов будет представлять собой качественно новый этап самоорганизации человека. Доступность ему кодов и возможность произвольного манипулирования ими открывает прямой путь к неограниченному расширению спектра сознания, поля "значений”, к радикальной трансформации самого способа его существования. 
   Но есть и другая точка зрения. Ведь можно приписать абсолютную ценность другому аспекту информационного процесса - получателю, учитывая его особую роль в этом процессе и его уникальные свойства. Соответственно, другие аспекты - информация или субъективная реальность как таковая и её материальный носитель - код, в этом случае будут обладать лишь относительной ценностью, как средство к познанию и утверждению абсолютной ценности наблюдателя. Такое воззрение не только возможно, но и существует, - именно такова сущность индийского миросозерцания, и подобное представление вовсе не предполагает постановки и решения проблемы сознания. Вера и убежденность в абсолютной ценности наблюдателя возникает как результат детального феноменологического анализа собственных психических процессов и состояний, в ходе которого возникает знание способа бытия получателя, его особой природы, качественно отличной от всего наблюдаемого. 
Наконец, с тем, чтобы обсуждение данного вопроса можно было бы считать законченным, рассмотрим, пожалуй, самую необычную версию, в которой в качестве наивысшей ценности выступал бы наблюдаемый физический мир как источник информации, а, следовательно, все то многообразие кодовых форм, вне зависимости от той роли, какую они играют в обеспечении психической деятельности. Соответственно их структура, организация, связь, порядок эволюции, существующий уровень самоорганизации являются тогда уникальными и единственно ценными. Какова природа этих кодов, таково и текущее содержание сознания, которое не нуждается в каком-то изменении и совершенствовании, а состоит в принятии того что есть, происходит и так. То есть существующее положение вещей, согласно такому воззрению, является наилучшим и самым совершенным, а значит, не нуждается в каком-либо самопознании и самосовершенствовании. Смысл такого воззрения состоит в апологии естественного хода событий, в признании особой ценности всего наблюдаемого физического мира с его характерными моментами изменчивости и множественности, становления и развития как единственно и безусловно значимого. 
   В заключение хотелось бы отметить следующее. Выступая в качестве субъекта по отношению к различным объектам познания и действия, человек, в процессе своей жизнедеятельности, ставит и решает множество задач как теоретического, так и практического плана. При этом характер его деятельности таков, что он соотносится с различными объектами как независимая и целостная природная система, с реально протекающими в ней информационными процессами. Но, говоря объективно, различные аспекты этого процесса могут иметь свои особые интересы и цели. 
   Если сознание, субъективная реальность стремится к достижению полного контроля над её объективной физической основой, то получатель скорее имеет целью полную изоляцию от любого информационного процесса, поскольку последний представляет для получателя отклонение от его естественного, системно-невозмущенного состояния. Что же касается носителя информации, то это всего лишь физический мир, существующий по своим собственным законам и у которого вряд ли может быть какая-то определенная цель. Следовательно, общая стратегия познания и жизни в любом случае определяется выбором той или иной системы ценностей, - ею может быть субъективная реальность в её общих и частных проявлениях, также как и объективная основа сознания или её отдельные стороны. Подобные воззрения находят свое выражение в разнообразных концепциях субъекта познания и действия, и, нельзя не видеть, что любые общепринятые на этот счет представления во многом определяют специфику мышления, характер идеологии и уклад жизни, а также цели и задачи той или иной культуры и цивилизации. 
                                                                                                                                   *  *  *  *  *  * 
   С христианской точки зрения, само существование подобной проблемы можно рассматривать как результат грехопадения человека, его отпадения от вечного источника знания и жизни: как заметил преподобный Дж.Беркли, еще "философам древности было известно ... то плачевное состояние человеческого рода, в котором он очутился в результате грехопадения” /118/. Такое состояние не может не вызывать законного чувства озабоченности и беспокойства и, скорее всего (во что особенно хочется верить), не только у нас одних. 
"Почему соль соленая, а сахар сладкий?” - этот извечно детский вопрос требует, тем не менее, определенного ответа, и нам ничего не стоит предположить, что это именно Сам таким образом время от времени желает выяснить уровень нашей осведомленности в этом вопросе. А следовательно, тот неугасающий интерес к обсуждаемой здесь проблеме, - вовсе не проявление праздного любопытства, но - важная часть диалога с Высшим Существом. 

1. Соловьев В.С. Сочинения в 2-х томах., т.1.- М.: Мысль, 1990.-892с. 
2. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема. - Вопросы философии, 1990, №10, стр.1-18. 
3. Гановский С. Диалектика материи и сознания. - Философские науки, 1977, №1, стр. 105-109. 
4. Фёдоров Ю.М. Сумма антропологии. Кн. 1. Расширяющаяся Вселенная Абсолюта. - Новосибирск: ВО "Наука”, Сибирская издат.фирма, 1994. - 402 с. 
5. Дмитриевская И.В. Онтологические модели мира и проблема реальности сознания. - В сб.: Философия сознания в ХХ веке: Проблемы и решения. Межвузовский сборник научных трудов. - Иваново: Изд ИВГУ, 1994. - стр. 5-18. 
6. Уилбер К. Вечная психология: спектр сознания. - В кн.: Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Пер. с англ. и франц. / Сост. Л.И.Василенко и В.Е. Ермолаевой/. - М.: Прогресс, 1990.- стр.469-485. 
7. Булыгин А.В. К истокам идеального (естественнонаучный анализ проблемы). - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1988.- 108 с. 
8. Лой А.Н. Сознание как предмет теории познания (монография). - Киев: Наукова думка, 1988.- 248 с. 
9. Цехмистро И.З. Диалектика множественного и единого. Квантовые свойства мира как неделимого целого.- М.: Мысль, 1972.- 276 с. 
10. Рамон П. Теория поля. Современный вводный курс. Пер. с англ.- М.: Мир, 1984.- 336 с. 
11. Хенли Э.М., Тирринг В. Элементарная квантовая теория поля.- М.: Изд-во иностр.лит., 1963.- 315 с. 
12. Шопенгауэр А. Избранные произведения.- М.: Просвещение, 1993.- 477 с. 
13. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. 2.: /Пер. с нем./- М.: Наука, 1993.- 669 с. 
14. Абрамов С.С. Неявная субъективность (опыт философского исследования).- Томск: Изд-во Томского ун-та, 1991.- 208 с. 
15. Шошин П.Б. Пути концептуализации бессознательного.- В кн.: Бессознательное = unconscious: природа, функции, методы исследований. В 4-х т., т.4.- Тбилиси: Мецинереба, 1985.- стр.170-184. 
16. Шорохова Е.В. Психологический аспект проблемы личности.- В кн.: Теоретические проблемы психологии личности.- М.: Наука, 1974.- стр.3-33. 
17. Коршунов А.М. Отражение, деятельность, познание.- М.: Политиздат, 1979.- 216 с. 
18. Платон. Сочинения. В 3-х т. Т.2.- М.: Мысль, 1970.- 611 с. 
19. Кант. Сочинения. В 6-и т. Т.3.- М.: Мысль, 1964.- 799 с. 
20. Ильенков Э.В. Ст. "Идеальное”.- В кн.: Философская энциклопедия, в 4-х т. Т.2.- М.: Изд-во "Советская энциклопедия”, 1962.- стр.219-227. 
21. Колосков В.Ю. Системы отсчета и системы описания. Часть 3. От пространства-времени - к Пространству-Духу.- М.: "Белка”, 1993.- 48 с. 
22. Абрамян Л.А. Идеально ли идеальное? - Вопросы философии, 1987, №10, стр.70-79. 
23. Любутин К.Н., Пивоваров Д.В. Синтетическая теория идеального.- В сб.: Философия сознания в ХХ веке: Проблемы и решения. Межвузовский сборник научных трудов.- Иваново: Изд-во ИВГУ, 1994.- стр.41-62. 
24. Тюхтин В.С. Проблема идеального: методологический анализ.- Вопросы философии, 1987, №9, стр.81-90. 
25. Кочергин А.Н., Цойер З.Ф. Информациогенез и вопросы оптимизации.- Новосибирск: Изд-во "Наука”, 1977.- 234 с. 
26. Губанов В.Н. Методологические аспекты соответствия между объектом, нейродинамическим кодом и психическим образом.- Психологический журнал, 1987, т.8, №3, стр.118-129. 
27. Пивоваров Д.В. Проблема носителя идеального образа: операционный аспект.- Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1986.- 130 с. 
28. Дубровский Д.И. Проблема идеального.- М.: Мысль, 1983.- 228с. 
29. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг: монография.- М.: Высшая школа, 1980.- 286 с. 
30. Дубровский Д.И. Категория идеального: единство онтологических и гносеологических аспектов.- Философские науки, 1981, №4, стр.40-49. 
31. Забродин Ю.М., Лебедев А.Н. Психофизиология и психофизика. АН СССР, Ин-т психологии.- М.: Наука, 1977.- 288 с. 
32. Веккер Л.М. Психические процессы /В 2-х т./., Т.1.- Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1974.- 334 с. 
33. Хайдеггер М. К вопросу о назначении дела мышления. Пер. А.Н.Портнова.- В сб.: Философия сознания в ХХ веке: Проблемы и решения. Межвузовский сборник научных трудов.- Иваново: Изд-во ИвГу, 1994.- стр.225-235. 
34. Кузьмин И.В., Кедрус В.А. Основы теории информации и кодирования.- Киев: изд. объед. "Вища школа”, 1977.- 280 с. 
35. Винер Н. Кибернетика и общество.- М.: Изд. иностр.лит., 1958.- 200 с. 
36. Коган И.М. Прикладная теория информации.- М.: Радио и связь, 1981.- 216 с. 
37. Жуков Н.И. Проблема сознания. Философский и специально-научный аспекты. - Минск: Изд-во "Университетское”, 1987.-207 с. 
38. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Изд. 2-е, перераб. и доп.- М.: Медицина, 1974.- 152 с. 
39. Бехтерева Н.П., Гоголицын Ю.Л., Кропотов Ю.Д., Медведев С.В. Нейрофизиологические механизмы мышления: Отражение мыслительной деятельности в импульсной активности нейронов.- Л.: Наука, 1985.- 272 с. 
40. Сомьен Дж. Кодирование сенсорной информации в нервной системе млекопитающих. Пер. с англ. Н.Ю.Алексеенко.- М.: Мир, 1975.- 416 с. 
41. Системный анализ процесса мышления. Под ред. К.В.Судакова. АМН СССР.- М.: Медицина, 1989.- 336 с. 
42. Судаков К.В. Общая теория функциональных систем.- М.: Медицина, 1984.- 224 с. 
43. Stuart C.I.J.M., Takahashi Y. and Umezava H. Mixed-system Brain Dynamics: Neural Memory as a Macroscopic Ordered State.- Foundations of Physics, 1979, vol.9, Nos.3/4, рр.301-327. 
44. Общая психология. Под ред. А.В. Петровского. Изд. 2-е, доп. и перераб.- М.: Просвещение, 1977.- 479 с. 
45. Гроф С. Целительные возможности необычных состояний сознания. В кн.: Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Пер. с англ. и франц. /Сост. Л.И. Василенко и В.Е.Ермолаевой.- М.: Прогресс, 1990.- стр.455-468. 
46. Wilber K. Eye To Eye: The Qwest for the New Paradigm. Garden City (N.Y.) Anchor Press/Doubleday, 1983.- p.326. 
47. Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в современной психотерапии.- Пер. с анг., 2-е изд.- М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1993.- 504 с. 
48. Гроф С. Области бессознательного: опыт исследования ЛСД-терапии.- В кн.: Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Пер. с англ. и франц. /Сост. Л.И.Василенко и В.Е. Ермолаевой.- М.: Прогресс, 1990.- стр.437-454. 
49. Гроф С. Области человеческого бессознательного: опыт исследований с помощью ЛСД. Пер. с англ.- М.: МТМ, 1994.- 240 с. 
50. Плотин. Эннеады.- В кн.: Антология мировой философии. В 4-х т. Т.1, Ч.1.- М.: Мысль, 1969.- стр.536-554. 
51. Шанкара. Атмабодха ("Постижение Атмана”).- В сб.: Идеологические течения современной Индии. Пер. А.Я.Сыркина.- М.: Наука, 1965.- стр. 174-184. 
52. Мостепаненко А.М. Проблема существования в физике и космологии: Мировоззренческие и методологические аспекты.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.- 152 с. 
53. Wilber K. The Spectrum of Consciousness.- print/- Wheaton (I-II), etc.: Theosophical publ. house, 1985.- p.373. 
54. Wilber K. The Atman Project: A Transpersonal View of Human Development. By K.Wilber.- Wheaton a.o. The Theosophical. Publ. House, 1982.- p.204. 
55. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. Пер. с англ.- М.: Наука, 1993.- 432 с. 
56. Юнг К.Г. Приближаясь к бессознательному.- В кн.: Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности.- Пер. с англ. и франц. /Сост. Л.И.Василенко и В.Е.Ермолаевой.- М.: Прогресс, 1990.- стр.351-436. 
57. Изменённые состояния сознания. Научно-аналитический обзор.- М.: ИНИОН РАН, 1995.- 59 с. 
58. Джеймс У. Психология.- М.: Педагогика, 1991.- 368 с. 
59. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание.- М.: Политиздат, 1972.- 303 с. 
60. Fisher R. A Cartography of Ecstatic and Meditative States.- Science, 1971, v.174, №4012, pp.897-904. 
61. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий.- М.: Медиум, 1994.- 255 с. 
62. Лопатин Л.М. Неотложные задачи современной мысли.- В кн.: Русская философия. Конец ХIХ-начало ХХ века. Антология.- Спб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1993.- стр. 81-96. 
63. Лосский Н.О. Конкретный и отвлеченный идеал-реализм.- В кн.: Русская философия. Конец XIX-начало ХХ века. Антология.- Спб.: Изд-во С.-Петербурского ун-та, 1993.- - стр.403-419. 
64. Семенюк Э.П. Информационный подход к познанию действительности (монография).- Киев: Наукова думка, 1988.- 240 с. 
65. Казначеев В.П. Феномен человека.- Новосибирск: Новосибирск. книжн.изд-во, 1991.- 128 с. 
66. Кантор Г. Труды по теории множества.- М.: Наука, 1985.- 430с. 
67. Бом Д. Квантовая теория.- М.: Физматгиз, 1961.- 730 с. 
68. Shapere D. Observation and Scientific Enterprise.- In: Observation, Experiment and Hypothesis in Modern Science.- ed. by P.Achinstein, O.Hannaway, The MIT Press. Cambridge-Massachusets-London. England. 1985.- pp. 21-45. 
69. Wheeler J. A. Not Consciousness but the Distinction Between the Probe and the Probed as Central to the Elemental Quantum Act of Observation.- In: The Role of Consciousness in the Physical World. Ed. by Robert G.Jahn. AAAS Selected Symposium 57. Published by Westview Press Inc.Colorado. 1981.- pp.87-111. 
70. Brown G.S. Laws of Form.- New York: Julian press, 1972.- p.141. 
71. Силин А.А. Возвращение в минувшие столетия.- Вестник РАН, 1994, т.64, №2, стр.108-114. 
72. фон Нейман И. Математические основы квантовой механики.- М.: Наука, 1964.- 367 с. 
73. London F. et Bauer E. La theorie de I’observation en mecanique quantique.- Paris: Hermann & Cie. 1939.- p.53. 
74. Такабаяси Т. Вопросы теории измерений в квантовой механике.- В кн.: Перспективы квантовой физики. Под рук. акад. А.С.Давыдова.- Киев: Наукова думка, 1982.- стр.392-407. 
75. Stapp H.P. Whiteheadian Approach to Quantum Theory and Generalized Bell’s Theorem.- Foundations of Physics, 1979, vol. 9, Nos. 1/2, pp. 1-25. 
76. Кадомцев Б.Б. Динамика и информация.- Успехи физических наук, 1994, т.164, №5, стр.449-530. 
77. Швингер Ю. Квантовая кинематика и динамика. Пер. с англ.- М.: Наука, 1992.- 317 с. 
78. Франц П. К обоснованию общей концепции информации.- В кн.: Кибернетика и диалектика.- М.: Наука, 1978.- стр. 269-286. 
79. Блохинцев Д.И. Принципиальные вопросы квантовой механики. 2-е изд., испр.- М.: Наука, 1987.- 149 с. 
80. Мигдал А.Б. Физика и философия.- Вопросы философии, 1990, №1, стр. 5-32. 
81. Митюгов В.В. Физические основы теории информации.- М.: Советское радио, 1976.- 216 с. 
82. Stapp H.P. Consciousness and Values in the Quantum Universe.- Foundations of Physics, 1985, vol. 15, №1, pp. 35-47. 
83. де Бройль Л. Соотношение неопределенностей Гейзенберга и вероятностная интерпретация волновой механики.- М.: Мир, 1986.- 394 с. 
84. Блохинцев Д.И. О физических основах квантовой механики.- Вопросы философии, 1969, №3, стр.127-136. 
85. Shimony A. Role of the Observer in Quantum Theory.- American Journal of Physics, 1963, v. 31, №10, pp.755-773. 
86. Ковальчук А.Е. Некоторые аспекты проблемы измерений в квантовой механике.- В сб.: Гносеологические аспекты измерений.- Киев: Наукова думка, 1968.- стр.279-292. 
87. The Yoga System of Patanjali or the Ancient Hindu Doctrine of Concentration of Mind. From the original sanscrit by J.H.Woods.- Cambridge (Mass.). Harvard Oriental Series, 1914, v.17, - p.381. 
88. Prokhovnik S.Light in Einstein’s Universe: The Role of energy in cosmology and relativity. By S.J.Prokhovnic. Dordrecht etc.: Reidel, 1985.- p.221. 
89. Линде А.Д. Физика элементарных частиц и инфляционная космология.- М.: Наука, 1990.- 280 с. 
90. Bohm D., Hiley B.J. and Kaloyerov P.N. An Ontological Basis for the Quantum Theory.- Physics Reports, North-Holland, Amsterdam, 1987, v.144, №6, pp.321-375. 
91. Барвинский А.О., Каменщик А.Ю., Пономарев В.И. Фундаментальные проблемы интерпретации квантовой механики. Современнный подход.- М.: Изд. МГПИ, 1989.- 121 с. 
92. Kiefer C. Continuous measurement of mini-superspace variables by higher multipoles.- In: Classical Quantum Gravity. Published by IOP Publishing Ltd., 1987, vol.4. №51, pp.1369-1382. 
93. Halliwell J.J., Hawking S.W. Origin of structure of Universe.- Phys. Review D: Particles and Fields, 1985, v.31, №8, pp.1777-1791. 
94. Joos E. Why do we observe a classical spacetime? - Physics Letters A, 1986, v.116, №1, pp.6-8. 
95. Zeh H.D. Emergence of classical time from a universal wavefunction. - Physics Letters A, 1986, v.116, №1, pp.9-12. 
96. Mensky M.B. The self- measurement of universe and the concept of the time in quantum cosmology. Preprint 46. Moskov. FIAN, 1990, p.22. 
97. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности.- М.: изд-во "Прометей”, МГПИ, 1989.- 287с. 
98. Перевозский Т.А. Вероятностная концепция смыслов и квантовая теория измерений.- В кн.: Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности.- М.: изд-во "Прометей”, МГПИ, 1989.- стр.258-260. 
99. Моррис Ч.У. Основания теории знаков.- В кн.: Семиотика. Сборник статей.- М.: Радуга, 1983.- стр. 37-89. 
100. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве науки. Изд. 2-е.- М.: Соцэкгиз, 1937.- 248 с. 
101. Мамардашвили М.К. Сознание - это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть.- Вопросы философии, 1989, №7, стр. 112-118. 
102. Манеев А.К. Гипотеза биополевой формации как субстрата жизни и психики человека.- В кн.: Человек: философские аспекты сознания и деятельности. Под ред. Д.И.Широкапова и А.И.Петрущина.- Минск: Наука и техника, 1989.- стр.186-200. 
103. Чернетский А.В. О физической природе биоэнергетических явлений и их моделировании.- М.: Изд-во ВЗПИ, 1989.- 91 с. 
104. Акимов А.Е. Эвристическое обсуждение проблемы поиска новых дальнодействий ЕGS-концепции.- Препринт МНТЦ "ВЕНТ”. М., №7 А, 1991.- 63 с. 
105. Plunien C. et al. The Casimir Effect.- Physics Reports (A Review Section of Physics Letters), Amsterdam, 1986, vol. 134, №2-3, pp.87-193. 
106. Дмитриев В.П. Стохастическая механика: Монография.- М.: Высшая школа, 1990.- 63 с. 
107. Шипов Г.И. Явления психофизики и теория физического вакуума.- В сб.: Сознание и физический мир. Сб. статей под ред. А.Е.Акимова. МНТЦ "ВЕНТ”.- М.: изд. агентство "Яхтсмен”, 1995.- стр.85-103. 
108. Трунов Н.Н. Вакуумные квантовые эффекты в неоднородных и нестационарных внешних полях. Автореферат.- М.: ВНИИЦПВ, 1984.- 13 с. 
109. Frölich H. Bose-condensation of strongly excited longitudinal electric modes.- Physics Letters, 1968, v.26A, №9, pp.402-403. 
110. Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание.- М.: СП "Соваминко”, 1989.- 280 с. 
111. Бинги В.Н., Акимов А.Е. О физике и психофизике.- Препринт МНТЦ "ВЕНТ”, М., 1992, №35.- 30 с. 
112. Дубровский В.Н. Новая концепция пространства-времени на планковских масштабах расстояний.- В сб.: Философские проблемы физики элементарных частиц (тридцать лет спустя).- Рос. акад. наук.- Ин-т философии, М., 1995, стр. 73-86. 
113. Рис М., Руффини Р., Уилер Дж. Черные дыры, гравитационные волны и космология: Введение в современные исследования.- Пер. м англ.- М.: Мир, 1977.- 376 с. 
114. Цехмистро И.З. Поиски квантовой концепции физических оснований сознания.- Харьков: Вища школа. Изд-во при Харьк. ун-те, 1981.- 176 с. 
115. Orme-Johnson D.W., Haynes Ch.T. EEG Phase Coherence, Pure Consciousness, Creativity and TM-Siddhi Experience.- Neuroscience, 1981, pp.211-217. 
116. Губанов Н.И. О специфике знака.- Философские науки, 1981, №4, стр.54-64. 
117. Плотин. Космогония. Пер. с англ.- М.: RELF-book, К.Ваккер, 1995.- 304 с. 
118. Беркли Дж. Сочинения.- М.: Мысль, 1978.- 556 с.
Категория: Философия | Добавил: Leon (08.01.2012) | Автор: Леонов Александр Григорьевич
Просмотров: 2148 | Комментарии: 1 | Теги: Теология, философия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz