Пятница, 06.12.2019, 12:24
Приветствую Вас Гость | RSS

Пучеж-на-Волге

Категории раздела
Философия [36]
Философия
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Философия

О гипотезе существования газообразных форм жизни. Часть 1
   Существует одно, хотя и необычное, но очень стойкое представление, которое в равной степени присутствует как в практически всех, без исключения религиозных системах, так и в бесчисленных народных верованиях. Это представление существовало и существует, но и поныне и по-прежнему остается предметом веры. Однако и такого рода воззрения рано или поздно становятся предметом научного интереса, - а отсюда, возникает стремление выразить их уже в научных понятиях, попытаться придать им статус научной гипотезы. 
   Первая такая инициатива была предпринята в XIX веке еп. Игнатием Брянчаниновым, который попытался представить некоторые аспекты учения церкви о сотворенных духах в терминах существующих научных понятий и представлений. При этом аргументы, выставленные еп. Игнатием в пользу обоснования его собственной теории, выглядят если не бесспорными, то весьма убедительными. 
   Действительно, если так называемые духи существуют, то какова их природа, каков субстрат, из которого они состоят? Сам еп. Игнатий считает, что этот субстрат науке XIX века еще неизвестен. Однако весьма показательно следующее его рассуждение: «При таком понятии о мирах видимом и невидимом, непременно должно измениться понятие о веществе. Оно и изменилось при современных успехах химии: многое, казавшееся невещественным, оказалось вещественным. Очевидно, что вещество выходит за пределы наших чувств на неизмеримый объем, в бесчисленных, неизвестных нам формах, под управлением законов, недоступных для постижения нашего» (1). Действительно, та физическая реальность, какой она видится теперь уже в конце XX века, представляется много-образной, странной, парадоксальной; в ней присутствует и реальные и виртуальные миры, процессы и превращения кванты и поля, частицы и взаимо-действия. Словно бы в полном соответствии с эти-ми новейшими веяниями в современной науке, еп. Игнатий из глубины своего XIX века обсуждает вопрос о возможной физической природе духов: «Наука исследовала и доказала, что газы, принадлежащие земле, ложатся слоями в атмосфере, соответственно своей удельной тяжести. В подобной пропорции должны следовать за газами нашей атмосферы другие газы, - нам неизвестные, более легкие и тонкие. Эти газы, которые в общем употреблении называются эфиром, непременно должны существовать, потому что никакое пространство не может обойтись без свойственного ему вещества. Пространство, которое мы называем Небом, непременно должно иметь свое вещество» (1). Газы, известные науке XIX столетия – это атомные и молекулярные газы. Физика XX столетия существенно расширила представление о газах, – теперь говорят о квантовом газе или газе из элементарных частиц: электронном, позитронном, нейтронном, фотонном, глюонном и т.п. Наконец, можно гово-рить и о газе из виртуальных частиц, образующих среду физического вакуума. Одновременно нельзя не воздать должное предвидению и интуиции православного священнослужителя, - он просто блестяще предвосхитил нынешнюю физическую реальность и современную картину мира. 
   Поэтому здесь мы вправе говорить и о том, что еп. Игнатию по праву принадлежит приоритет в формулировке гипотезы о существовании газообразных форм жизни (ГФЖ). Хотя, надо отметить, что понятие газа применительно к характеристике иных форм жизни чем земная, встречается уже в XIII веке.(Г.Ч. Ли в своем фундаментальном труде свидетельствовал: «Блаженный Рейхельм, бывший около 1270г. аббатом в Шенгау, получил от Бога дар видеть газообразные тела этих духов; часто он видел их столь многочисленными, как пылинки или как атомы в луче солнца, или как мелкий дождь…»  (2 ).   ) 
   Действительно, есть какие-то основания полагать, что атомные и молекулярные газы не могут быть субстратом для ГФЖ. 
   Но в таком случае, таким субстратом для них вполне могли бы оказаться квантовые газы или субстрат физического вакуума. Надо сказать, что подобный вопрос уже имеет свою предысторию и широко обсуждается в научных кругах. Еще в 40-х годах XX века, основатель кибернетики Н. Винер высказал одну весьма любопытную идею: «…нелинейное взаимодействие, вызывающее притяжение частот, может создать самоорганизующуюся систему…возможность такой самоорганизации отнюдь не ограничивается низкими частотами. Представьте себе самоорганизующиеся системы на частотном уровне, скажем, инфракрасного света или радиолокационных спектров» (3). Мысль здесь ясна, - самоорганизующиеся, а, следователь-но, и самообучающиеся системы могли возникнуть из субстрата, которым является например, фотонный газ. 
  *  *  * 
… в принципе не исключена 
возможность появления 
или создания достаточно 
сложной и даже «живой» системы из 
элементарных частиц. 
Гинзбург В.Л. 
«О физике и астрофизике»
Гинзбург В.Л. Законы физики и проблемы внеземных цивилизаций.
 В кн.: О физике и астрофизике – М: Наука, 1985-400с.1

   В свете рассматриваемой здесь проблемы данное предположение приобретает свой, совершенно особый смысл, поскольку оно высказано создателем теории сверхтекучести, - теории, которая, как это выяснится в ходе дальнейшего обсуждения, может иметь фундаментальное значение для понимания существа данного вопроса. 
  Сразу же можно заметить, что предположение о существовании газообразных форм жизни есть один из аспектов проблемы куда более общего характера, - а именно, существования форм жизни, вообще иных чем земная, - проблемы, которая в настоящее время широко и оживленно обсуждается научными кругами. 
   Вот почему вопрос о существовании ГФЖ, по понятным причинам, должен быть квалифици-рован лишь как отдельный, частный аспект этой очень общей проблемы. 
   Далее, возникает вопрос, - какой именно логический статус необходимо придать подобному предположению, домыслу или догадке? Есть ли у нас необходимые и достаточные основания возвести данный вопрос в ранг гипотезы, по крайней мере, частной? Ведь гипотеза есть предположитель-ное объяснение некоторого явления или явлений, факта или фактов, которые, собственно, и должны стать основой такого рода предположительного объяснения. Ведь для того чтобы придать некоторому суждению или мнению статус гипотезы, не-обходимо сказать, о какого рода явлениях идет речь, относительно которых мы собираемся выдвигать различные версии и предположения. 
   При ближайшем рассмотрении оказывается,, что ровным счетом нет никаких доказательств в виде фактов, явлений, – современная наука с полным основанием может утверждать, что никем, никогда и нигде, газообразные живые существа не регистрировались и не наблюдались, т.е. нет ника-ких внешних причин и, соответственно, и наблюдений, которые бы свидетельствовали о существо-вании подобного рода форм жизни. 
Конечно, на это можно возразить, что такого рода свидетельства присутствуют в священных книгах практически всех мировых религий, что они лежат в основе бесчисленных народных верований; наконец, подобные факты можно найти в нескольких сотнях тонов греческой и римской патрологии; в личных свидетельствованиях отцов церкви, того же, например, преп. Макария Египетского. 
   К сожалению, подобного рода факты со-держатся и принадлежат той особой области знания, которая целиком относится к теологии (и демонологии как ее вспомогательной дисциплине), которые, однако, ровным счетом не имеют никакого отношения к другой области знания, - к науке, почему и последняя не имеет никакой возможности рассматривать такого рода факты и аргументы как объективные. Наука просто констатирует отсутствие каких-либо внешних наблюдений, свидетельствующих о существовании ГФЖ. 
   Остаются, правда, еще внутренние. В поисках работ по данной тематике, которые могли бы обладать всеми необходимыми признаками подлинно научного, т.е. объективного и беспристрастного исследования, где присутствовала и систематизация и анализ интересующих нас фактов, удалось обнаружить, по крайней мере, две подробного рода. Речь идет об известном бестселлере Р.А. Мо-уди «Жизнь после жизни», и его последующей ра-боте «Размышления о жизни после жизни», - сво-его рода резюме его предыдущего исследования, где он систематизирует, обобщает факты и делает необходимые выводы, исходя из результатов своей первой работы. Конечно, есть и другие исследования подобного рода, но поскольку упомянутые выше, уже образуют ту необходимую феноменологическую основу для всестороннего обсуждения данной проблемы, то вполне можно ограничиться рассмотрением по крайней мере упомянутых двух. (Существуют, правда и другие причины, которые побуждают взять за основу именно эти исследования, но они скорее – курьезного характера). 
   Нетрудно представить себе, что ГФЖ существуют как вполне самостоятельные сущности, как особые формы жизни, при этом не имеющие никакого отношения к земным. Однако, факты и свиде-тельства, собранные Р.А. Моуди, напрочь опровер-гают подобное представление. Как известно, он проводил опрос многих и самых разных людей, в какой-то момент своей жизни переживших состоя-ние клинической смерти, с тем, чтобы выяснить, что в этот момент они ощущали и переживали. Со-вершенно невероятным оказалось то обстоятельство, что эти бывшие пациенты реанимационных отделений сообщали ему о своих совершенно особых переживаниях, которые автор в конечном счете обобщенно определил как состояние «внетелесного» опыта. Ввиду особой важности этих фактов и наблюдений, процитируем фрагмент из работы Р.А. Моуди «Размышление о жизни после жизни»: 
   "…были и такие свидетельства. Умирающие, чья душа, разум, сознание (можете называть это, как хотите) отделились от тела, не чувствовали у себя никакой телесной оболочки. Они воспринимали себя как чистое «сознание». По словам одного человека, у него было ощущение, что он «мог видеть все вокруг себя, в том числе собственное тело, лежащее на кровати». При этом он не занимал никакого места, как если бы был просто сгустком сознания. 
   Еще несколько человек говорили, что не могут вспомнить, было ли у них хоть какое-то тело, - настолько они были захвачены тем, что происходит вокруг. 
   Однако большинство моих собеседников утверждали, что они очутились в другом теле после того, как вышли из своего физического тела. Здесь мы вступаем в область, которую очень трудно обсуждать. Это «новое тело» представляет со-бой такую область опыта, связанного со смертью, для которой очень трудно подобрать слова в человеческом языке. Почти каждый, кто рассказывал мне о новом «теле», в этот момент становился рас-терянным и говорил: «Я не могу описать» – или что-нибудь в этом роде. 
   Тем не менее, описания тела очень схожи друг с другом. Я выбрал термин, который наибо-лее удачно объединяет все свойства этого феномена и которым пользовались два моих собеседника, - «духовное тело». 
Умирающие, по-видимому, первоначально не осознают существование своего духовного тела из-за ограниченности его возможностей. Они обнаруживают, что находясь вне своего физического тела, тщетно пытаются сообщить окружающим о своем состоянии; но никто их не слышит. Это можно хорошо проиллюстрировать отрывком из рассказа одной пациентки. У нее наступила остановка дыхания, и она была перевезена в реанимационную комнату. 
- Люди со всех сторон подходили к месту аварии. Я не мог видеть их, так как находился в середине очень узкого прохода. Они шли, глядя прямо перед собой, и казалось, не замечали меня. Когда они подошли совсем близко, я попытался повернуться, чтобы освободить им дорогу, но они просто прошли сквозь меня. 
   Всеми опрошенными неизменно отмечается, что духовное тело невесомо. Большинство впервые замечают это, когда обнаруживают, что они взлетают к потолку или в воздух. Многие описывают «ощущение полета», «чувство невесомости», ощущение «будто плывешь» и т.д. 
  Находясь в физическом теле, мы можем установить, где находимся в пространстве, движемся или стоим. Этому помогают зрение и чувство равновесия. Но есть еще одно чувство – кинестезия, которое помогает движению или напряжению наших сухожилий, суставов, мускулов. Обычно мы не осознаем импульсов, передаваемых посредством кинестезии. 
Но, если бы мы внезапно были лишены это-го чувства, то сразу же заметили бы его отсутствие. По сообщениям нескольких человек, они, находясь в духовном теле, осознавали, что лишились чувства веса, движения и расположения в пространстве. 
   Таким образом, свойства духовного тела, которые на первый взгляд кажутся ограниченными, на самом деле есть отсутствие ограничений. Можно представить себе это как: человек, обладающий духовным телом, находится в привилегированном положении по отношению к тем, кто его окружает. Он может видеть и слышать их, а они нет (многие шпионы сочли бы такое положение завидным). Хотя дверная ручка, судя по всему, проходит сквозь его руку, когда он прикасается к ней, это не имеет никакого значения, так как человек может просто-напросто пройти сквозь дверь. Путешествие в таком состоянии делается крайне легким. Физические объекты не являются препятствием, а перемещение с места на место осуществляется очень быстро, даже мгновенно. 
   Кроме того, хотя духовное тело и незаметно для окружающих, оно, по мнению пациентов, которые это пережили, есть нечто такое, что поддается описанию. Все соглашаются с тем, что оно имеет форму или очертания вытянутой округлости и порой существенно напоминает облик физического тела, так как у него есть выступы или поверхности, аналогичные рукам, ногам, голове и т.д. Даже в тех случаях, когда форма духовного тела описывается как более или менее округлая, часто отмечают, что оно имеет концы и даже «части». 
   Мне приходилось слышать множество раз-личных выражений при описании этого тела, но не трудно заметить, что во всех случаях подразумевается одна и та же мысль, выражающаяся словами: туман, дымка, нечто прозрачное, цветное облако, что-то тонкое, сгусток энергии и т.д. 
И наконец, все опрошенные отмечают, что когда они находились вне своего физического тела, времени как бы не существовало. Таким образом, в отличии от нашего земного существования, время не является частью внетелесного опыта» (4 ). 
   Итак, как это следует из содержания цитируемого здесь фрагмента, за фактами и явлениями совсем не нужно далеко ходить. Многие и совершенно разные люди, волею обстоятельств, оказав-шиеся в весьма необычном для себя состоянии (скажем, между жизнью и смертью), свидетельствовали о том, что они испытывали совершенно но-вое для себя ощущение, в котором они воспринимали себе как если бы они были газообразными существами. Отсюда, подобного рода свидетельства, безусловно, должно получить себе надлежащее освещение. 
Видимо, обсуждение данного феномена следовало бы начать с наиболее важного с любой точки зрения момента этого «внетелесного» опыта. 
   Люди в какое-то время идентифицировали себя как если бы они были газообразными существами, причем все они говорили о том, что совершенно четко и ясно осознавали происходящее с ними, и совершенно определенно утверждали, что их сознание было локализовано в это время отнюдь не в теле, распростертом на операционном столе, а в том газообразном субстрате, который в цитируемой работе получил обобщенное определение «духовного тела». А отсюда, следуют, конечно же, далеко идущие выводы, - корреспонденты Р.А. Моуди имели возможность непосредственно наблюдать физический коррелят их собственного индивидуального сознания, и, как оказывается, он имеет газообразную природу и вполне автономен по отношению к плотной биополимерной компоненте организма; многие свидетельствовали о том, что их новое состояние является более «комфортным». Следовательно, они могли наблюдать систему безусловно, высшего уровня, которая как раз и осуществляет все функции управления и связи в организме в целом, выступая тем самым, как субъект управления по отношению к нему как к пассивному объекту. 
   Далее, вторым весьма важным моментом этого «внетелесного» опыта является то обстоятельство, что это газообразная субстанция имела, во-первых, свойство всепроникаемости, т.е. спо-собности беспрепятственно проходить сквозь любые плотные материальные объекты (двери, стены, тела других людей) во-вторых, ее ненаблюдаемости со стороны тех людей, которые непосредственно присутствовали в тот самый момент «внетелесного» опыта (врачи, медсестры, просто свидетели и очевидцы происшествия). 
   Конечно, в данных свидетельствах должна присутствовать и какая-то логическая основа, которая позволяет вывести определенное умозаключение, отвечающее всем необходимым критериям истинно научного исследования. 
   Как известно, необходимыми условиями индукции являются наблюдение, свидетельство и эксперимент. В работе Р.А. Моуди как в особого рода социально-психологическом исследовании, в полной мере присутствуют все те логические составляющие, которые позволяют вывести в конеч-ном счете ценное индуктивное умозаключение. В ней приводятся факты многочисленных самонаблюдений, которые как метод исследования, сис-тематически применяются в психологии; в ней есть также свидетельства, т.е. сведения от лиц, лично наблюдавших это необычное явление и, наконец, эксперимент как искусственное создание условий для наблюдения явления в наиболее благоприятных условиях. Надо сказать, что вся трагиконечность подобной ситуации, как раз и со-стояла в том, что корреспонденты Р.А Моуди оказались на самом деле участниками (а скорее, жертвами) эксперимента «поневоле», т.е. чисто случайно; причем, условия его проведения были по настоящему экстремальными, поскольку эксперимент был незапланирован заранее, и поэтому особенно удивительным выглядит совпадение свидетельских показаний его участников. Однако все эти люди оказались, как говорится, в ситуации, которую называют обычно «пограничной». Они вовсе не планировали такого рода «эксперимент» и не стремились наблюдать сопутствующие ему явления. Их опыт был, как сами они признаются, личным откровением для них же самих. Отсюда можно предположить, что подобного рода явления могут наблюдаться только в «пограничных» ситуациях. Оказывается, ничего подобного. Ш. Ланселен в своей книге приводит факты, где сообщается, что такой аналогичный эксперимент был тщательно подготовлен, спланирован и поставлен, о чем в одном из своих наблюдений он не без некоторой доли юмора, и повествует, под многозначительным названием: 
«Выделение человеком астрального призрака по собственной воле».
Категория: Философия | Добавил: Leon (01.01.2012) | Автор: Леонов Александр Григорьевич
Просмотров: 511 | Комментарии: 1 | Теги: философия, теология смерти, физика газов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2019
Создать бесплатный сайт с uCoz