Четверг, 12.12.2019, 05:11
Приветствую Вас Гость | RSS

Пучеж-на-Волге

Категории раздела
Философия [36]
Философия
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Философия

Нет альтернативы. Часть 2
Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? 
(1 Кор. 1:20). 
   Если предположить, что всё-таки обратил, то только и всего, что остаётся, как всесторонне исследовать происхождение и сущность нового духовного феномена. 
   В отличие от понятия мудрости, которое обладает вполне конкретным позитивным содержанием, его антитеза - безумие, есть, очевидно, ни что иное, как отсутствие таковой. При более детальном рассмотрении данное понятие обнаруживает свои многочисленные градации и оттенки, но, главным образом, всё же употреб-ляется в двух значениях, - как сумасшествие или как безрассудство, то есть крайняя степень утраты разумности в действиях (7, стр. 40). 
   Старинное русское слово "сумасшествие" выражает собой факт наличия у человека психической болезни. Последние, - это область психиатрии, которая, исходя из исторически выработанных критериев психической нормы, классифицирует своих пациентов (и даже всё человечество) на психически нормальных и ненормальных. Факт наличия психической болезни устанавливается на основе проведения тщательной психиатрической экспертизы и, лицо, признанное психически ненормальным, помещается в лечебное заведение закрытого типа., где оно проходит курс лечения под наблюдением соответствующим образом подготовленного медицинского персонала. Если лечение оказалось успешным, то есть пациент вернулся, то ли во временное, то ли в постоянное состояние психической нормы, он покидает данное учреждение, получив на руки медицинское заключение, на основании которого общество уже более не запрещает делать ему всё что заблагорассудится. Существование психически больных людей для любого общества представляет сложную и болезненную социальную проблему. 
   Таково понятие безумия в его первом значении. Но куда больший интерес представляет это понятие во втором его значении. На этот раз мы оказываемся уже в обществе вполне нормальных людей, то есть таких, чьё душевное состояние соответствует критерию психической нормы и, таких людей - подавляющее большинство. Однако и оно делится на два типа - людей рассудительных и безрассудных. Здесь мы вновь сталкиваемся с отрицательным определением и поэтому должны более основательно исследовать значение понятия "рассудок". 
   Оказывается, рассудок - это способность к рассуждению, размышлению, умение строить умозаключения, излагать свои мыс-ли в логически связной, последовательной форме (7, стр. 656) или, как утверждает И. Кант, - рассудок есть способность мыслить или составлять суждения (8, стр. 166). Гегель под рассудком понимает обыкновенный здравый смысл, признающий лишь истину, покоящуюся на чувственной реальности (9, стр. 98). Стало быть, безрассудный - это тот, кто лишён способности мыслить, не хочет, не любит или не умеет рассуждать или, что тоже самое, мыслить в понятиях. Опять же можно рассуждать о чём-то здраво или не совсем здраво. Недаром говорится - здравый рассудок, здравый смысл. Здравомыслящий человек - это тот, который тщательно обдумывает все детали будущего предприятия, взвешивает, анализирует, принимает обоснованное решение, всё делает трезво, расчётливо, разумно, такова компетенция здравого смысла и всё это присуще рассудительным людям. В то же время есть много таких, которые хотя и являются совершенно нормальными людьми, в обществе их характеризуют как несколько или крайне безрассудных, или, как говорят в народе, - "без тормозов". Говорят ещё и так "Он(она) - очень хороший человек, но очень уж безрассудный". Так что государством могут управлять как те, так в другие, равно как и двигать общество по пути социального прогресса. Другой вопрос - какого рода и куда? А раз бывают отдельные люди такого типа, то, наверное, могут быть и деревни, и города, и страны и даже целые цивилизации? 
   Вот современный немецкий философ резонно и вопрошает: "Каким образом существо, давшее самому себе биологическое видовое имя Homo sapiens, оказалось вовлеченным в коллективное гибельное движение к катастрофе?" (10, стр. 41). Ответ понятен "человек разумный" никогда не пойдёт ни на индивидуальное, ни на коллективное самоубийство. Поскольку он в здравом уме, он обладает рассудком... А безрассудный может вполне, - чего-то не учёл, не рассчитал, всё как надо, вот и получилось. Теперь уже да-же трудно сказать, является ли рассудок или склонность к размышлению достоинством или недостатком, поскольку те народы, которые проявляли чрезмерную склонность к размышлению, оказались в конечном итоге технически отсталыми, а те, которые думали меньше - технически передовыми. А может быть, изменился и сам способ мышления, - раньше думали рассудочно, а теперь - безрассудно? 
   Конечно, Homo sapiens существовал. А, наверное, и сейчас кое-где сохранился, но уже как бы в реликтовой форме; где-нибудь в местах, надёжно изолированных от современной цивилизации: на лесных полянах, в нагорьях Тибета, в джунглях Амазонии, на тихо-океанских островах, где-то он ещё существует. Хотя в целом, в процессе эволюции трансформировался в новый психобиологический тип. Эта необычная трансформация имеет далеко идущие по-следствия, и поскольку мы имеем дело с новым феноменом массо-вого сознания, этот последний должен быть тщательно изучен как одна из предполагаемых причин наличия определённого дисбаланса между социальным и биологическим, наблюдаемого в современном обществе.
   Сотворив человека, Создатель предопределил ему экобиологическую функцию консумента (потребителя), в соответствии с которой ой получил право свободно пользоваться всеми имеющимися ресурсами планеты; но при этом ему всё же предписывалось целиком полагаться на промысел Божий, как, впрочем, и иным консументам, например, птицам, у которых, как известно: "...нет ни житниц, ни амбаров, а Бог питает их" (Лук. 12:24). Но не тут-то было. Рабы Божьи, не долго думая, тут же разработали концепцию "общества потребления" и, вовсе не рядового, а неограниченного, согласно которой, чем больше потребляешь, тем выше общественное признание, тем выше социальный статуc. И, похоже, что на этот раз Создатель несколько ошибся в своих расчётах, - в Божественном Плане подобный вариант развития событий явно не был предусмотрен. Вовсе не предполагалось, что человек будет ТАК потреблять. 
   Ведь такое расхожее и, на первый взгляд, безобидное житейское изречение, как, например: "Я куплю это, чего бы это мне ни стоило...", уже заключает в себе мотив поистине сокрушительной силы: для того чтобы купить, надо заплатить, а здесь определённо просматривается готовность платить чем угодно, за что угодно и сколько угодно. Если бы подобный экстремизм был присущ отдельным представителям человечества, это ещё - полбеды. Если же в душе так думают все, то пиши - пропало. Если социальное имеет бесспорный приоритет над биологическим, то Создателю ничего не остаётся, как умыть руки... Или подумать над созданием более со-вершенной, более жизнеспособной модели человека, у которого биологическое имело бы безусловный приоритет над социальным. Такого, о каком, например, упоминает даосский философ: "...лишь тому, кто ценит свою жизнь больше чем царство, можно доверить Поднебесную" (11, стр. 182). В противном случае изменить ничего нельзя и любые "гуманитарно-экологические революции, реформа-ции или преобразования" в таком обществе невозможны, поскольку ему недосуг, некогда думать о завтрашнем дне. В таком обществе отчётливо просматриваются две тенденции - с одной стороны, стремление приобретать Всё Что Угодно, а с другой - готовность платить за это Любую Цену. Однако в подобной сделке товаром неизбежно становится и завтрашний день, уже потому что "деньги нужны сегодня", сию минуту, сейчас. Вот и получается, что "удовлетворение сиюминутных экономических и политических интересов ведёт к быстрому разрушению планеты" (12, стр. 12). Но, с другой стороны, желать иметь потомство, обладать им, оставить его жить после себя и не задумываться о завтрашнем дне, - где здесь логика, где разум? 
   "Кто не мыслит себя частью целостного исторического развития, тот вряд ли обретёт чувство ответственности перед будущим" (10, стр. 82), - трудно против подобного тезиса что-либо возразить. Вопрос лишь в том, кто же всё-таки мыслит подобным образом, -может быть, вор "в законе", чья мораль находится в непримиримом противоречии с этическими нормами любого гражданско-го общества, или госчиновник, который под стягом защиты интересов общества и государства очень быстро возводит свою личную историю, или коммерсант, внезапно и сильно разбогатевший на поставках населению алкогольного суррогата, - может быть, они и есть лучшая, избранная "часть целостного исторического развития", почему и со страниц и с экранов средств массовой информации, с парламентских трибун, из глубины служебных кабинетов, они теперь учат всех нас, как надо жить? Вот и задаёшь себе вопрос, - а нет ли такого чувства, не получается ли так, что был человек - разумный, а стал - безрассудный: был - Homo sapiens, стал - Homo demens? Ведь можно припомнить немало любопытных, а где и поучительных историй из повседневной жизни этого нового типа. 
   В 1995 г. Москву с официальным визитом посетил президент Соединённых Штатов Америки, где имел встречу и беседу с президентом России. Наряду с обсуждением различных вопросов, представляющих взаимный интерес, высокими сторонами было достигнуто соглашение о совместной подготовке и организации в обозримом будущем первого пилотируемого полёта на Марс, что и было засвидетельствовано в официальных документах. Так что российские и американские граждане, да и всё мировое сообщество в целом, получат реальный шанс стать живыми свидетелями беспрецедентной космической акции, долженствующей продемонстрировать всему миру мощь и уровень ракетно-космической техники двух сверхдержав. 
   В конце концов, политические руководители всего лишь выражают волю своих избирателей, которые к тому же ещё являются и налогоплательщиками. Если же внимательно присмотреться к такому среднестатистическому налогоплательщику, то е удивлени-ем обнаруживаешь, что этот внешне скупой, очень расчётливый и скучный тип, в глубине души - настоящий идеалист-романтик и мечтает единственно о том, чтобы его деньги были потрачены исключительно на что-нибудь экзотическое, скажем, на осуществление полёта на Марс. Трудно сказать, что за этим стоит, - то ли тщательно скрываемая страсть ко всевозможным приключениям и авантюрам, то ли непоколебимая уверенность в том, что все социально-экономические и экологические проблемы в стране решены окончательно в бесповоротно, и остаётся только любоваться зрелищем космической трассы Земля - Марс - Земля, на всем её протяжении усеянной российскими и американскими денежными купюрами. 
   Правда, в любом обществе всегда находятся немногочисленные нытики и скептики, которые осмеливаются утверждать, что этот проект и ему подобные, очень дорог и неактуален, что существуют куда более неотложные проблемы. Нисколько не относя себя к последним, все же считаем (или некий внутренний голос подска-зывает?), что планируемую акцию можно было бы без серьёзных на то последствий пока заморозить, а, в качестве разумного компромисса организовать, скажем, совместное российско-американское эротическое шоу, как символ нынешнего идейнополитического единства двух великих держав, благо, обе внесли свою посильную лепту в общую экологическую ситуацию, а сэкономленные таким образом средства пустить на проведение (опять-таки!) неотложных природоохранных мероприятий. Всё же ландшафт родной планеты куда более значим, чем марсианский. Тем более, что те несколько сот миллионов долларов, рухнувших в Тихий океан в виде обломков автоматической межпланетной станции "Марс - 96" выглядят чрезмерной роскошью для страны, у которой 20% её территории являются зонами экологического бедствия и чьё жизненное пространство продолжает неуклонно сокращаться. От всего этого на ум почему-то приходит давно ставшая банальной фраза о загадочности русской души. 
   Другой, не менее замечательный пример, - можно с уверенностью утверждать, что со времён всемирного потопа человечество не видывало ничего подобного. 
  Нынче все развитые индустриальные страны сталкиваются с очень серьёзными социальными проблемами, связанными с ростом наркомании и алкоголизма. Общественность этих стран бьёт тревогу, требует принятия решительных мер, правительства адекватно реагируют, благо, козёл отпущения во всей этой истории тут же был найден. А результатом принятых мер стало объявление тотальной войны всем тем видам растений, которые человек с незапамятных времён использовал для изготовления психоделических препаратов, то есть таких, которые при их употреблении способны вызывать "изменённые состояния сознания". Таким образом, на пороге третьего тысячелетия, мировое сообщество стало свидетелем совершенно необычных войн: кокаиновых, маковых, конопляных, виноградных (!?) и прочих, то затухающих, то разгорающихся с новой силой. Учитывая возможности современной техники и технологии, и непреклонное стремление общественности навсегда по-кончить с этим злом, правительства, конечно же, не скупились на расходы, используя внушительный национальный военный потенциал, а, кое-где и космические системы слежения за наземными объектами, позволяющие обнаруживать коварного врага во всём ареале его распространения, с целью последующего уничтожения. Боевые действия велись, разумеется, по всем правилам военного искусства, - были в них и успешные операции и временные неудачи; наступательный характер войны сменялся позиционным, в зави-симости от текущей дислокации противника, сезонных, климатических, географических и других факторов. 
  К настоящему времени боевые действия далеко ещё не завершены, но можно подвести кое-какие предварительные итоги: 
  во-первых, даже при явном, крайне пассивном поведении неприятеля, можно с уверенностью утверждать, что он далеко ещё не уничтожен, а значит, и не побеждён; 
  во-вторых, на проведение военных мероприятий уже затрачены весьма внушительные средства; 
 в-третьих, по-прежнему вызывает сомнение целесообразность проведения подобных операций, скорее создаётся впечатление (как бы это выразиться поделикатнее), что за проблему взялись не с того конца. Возможно, на неё следует взглянуть в несколько ином свете. 
   Психоделические растения произрастают на поверхности планеты уже десятки и сотни миллионов лет. Они существовали задолго до появления человека, существуют и теперь. Более близкое знакомство с их свойствами, сделало возможным их использование человеком для удовлетворения своих потребностей. А его потребности, при всём их многообразии, в принципе могут быть сведены к двум основным: вещественно-энергетическим и информационным. Психоделические растения использовались как раз для удовлетворения потребностей последнего рода, то есть они не употреблялись в пищу как овощи и фрукты, но из них готовили, главным образом, всевозможные отвары, снадобья, настойки, напитки, в состав которых входили содержащиеся в растениях психоактивные вещества, способные кардинально изменять психическое состояние человека, текущее содержание его сознания. 
   Начиная с самых древнейших времён, существовала прак-тика использования психоделических препаратов, как неотъемлемых элементов всех магических и религиозных ритуалов, мистерий, церемоний, посвящений и колдовских обрядов, психотерапевтических сеансов и процедур. Элементы подобной практики можно об-наружить у самых различных культур и народов, как древних, так и средневековых и современных. Поэтому в любом сообществе, будь-то изолированная община, племя или достаточно большое по численности и территории государство, всегда существовала особая категория людей, куда входили маги, колдуны, шаманы, знахари, жрецы и чьей социальной функцией являлось удовлетворение духовных потребностей всех членов сообщества и оказание им необходимой психотерапевтической помощи. Они для этого обладали необходимыми теоретическими и практическими знаниями, навыками и методами, в том числе и в области так называемой психоделической терапии. Следует также отметить, что использование психоактивных веществ в таких сообществах всегда носило ритуальный, то есть регламентированный и упорядоченный характер, имея целью решение вполне конкретных задач и столь же определённые средства их реализации (13). 
   Таким образом, принципы и методы психоделической терапии или такой, которая использует психоактивные вещества в духовных и в лечебно-профилактических целях, берут своё начало ещё в глубокой древности. Значение этих методов далеко ещё не оценено по достоинству; будучи одним из эзотерических аспектов духовного опыта человечества, они ещё ждут своего всестороннего осмысления. Общая цель этих методов состоит в актуализации того, во многом загадочного уровня психики, который лежит в области бессознательного. К сожалению, для современной цивилизации всё ещё характерно весьма пренебрежительное отношение ко многим областям духовно-исторического наследия человечества, и психоделическая терапия в этом смысле не является исключением. Как свидетельствует С. Гроф, один из выдающихся психологов и психотерапевтов современности: "Целительная практика древних и туземных культур была брошена на свалку истории как продукт суеверий и магического мышления". (14, стр. 456). Известный перелом в вопросах изучения изменённых состоянии сознания наметился лишь в последнее десятилетие. Результаты многолетних исследований в области психоделической и, в частности, ЛСД -. терапии, использующей наиболее мощное из всех известных на сегодняшний день психоактивных веществ, ясно показывают, что человеческое бессознательное обладает фундаментальной структурой и различными чётко фиксируемыми уровнями. С. Гроф выделяет, по крайней мере, четыре таких уровня бессознательного, которые могут быть актуализированы в форме сознательных переживаний: эстетический, психодинамический, перинатальный и трансперсональный. Область последнего весьма обширна и связана с эффектами неограниченного расширения содержания индивидуального сознания в пространственно-временных границах, выходящего далеко за пределы биографического материала, заданного наличным чувственным опытом индивида. Обширные исследования, проведенные в рамках ЛСД - терапии, позволили не только осуществить подробное картографирование психики на уровне бессознательного, но и выявить общие закономерности его проявления на сознательно - психическом уровне, построить холотропиую или целостную мо-дель сознания, заложить эмпирическую основу для формирования качественно новой концепции личности. Методы психоделической терапии позволяют вывести сознание человека далеко за пределы его биографического материала, последовательно пережить различные моменты своего трансперсонального опыта, включая фазы онто-, фило- и космогенеэа. 
   Анализ феноменологических данных, полученных в ходе исследований в рамках ЛСД - терапии, даёт весьма ясное представление о том, какого рода и какого уровня информационные потреб-ности человека могут быть удовлетворены при использовании психоделических препаратов. При этом можно выделить четыре ос-новных функции, с целью реализации которых они могут применяться: 
 1. Собственно информационная, связанная с получением экзистенциально значимых для личности сведений, актуализируемых в форме перинатальных и трансперсональных переживаний; 
 2. Психотерапевтическая, направленная на лечение и профилактику психогенных расстройств; 
 3. Эмоционально - ценностная, ставящая целью формирование и поддержание системного чувствования как непосредственного и целостного переживания единства и связи человека е общиной, племенем, родом, с живой природой, космосом, мирозданием в целом; 
 4. Эскейпистская, состоящая во временной блокировке не-гативных психических состояний, возникающих под воздействием индивидуальных психосоматических или социобиологических факторов. 
   Для современной цивилизации характерно использование психоактивных веществ, главным образом, в их эскейпистской функции бегства от действительности, представляющее собой легко доступный и наиболее простой и примитивный вариант трансценденции. Надо сказать, что общество в целом благосклонно и с по-ниманием относится к употреблению психоактивных веществ, чему свидетельством является обширная сеть ресторанов, баров, пивных, гашишных и опиумных курилен, различного рода легальных и нелегальных нарко-притонов, раскинувшаяся по всему свету, где население Земли, тайно или явно удовлетворяет свою естественную потребность в трансценденции. Поэтому нельзя целиком согласить-ся е мнением известного эколога, который видит в наркотиках только "вреднейшую псевдопотребность" (15, стр. 301). Более реа-листичной представляется другая оценка, так как в данном случае можно говорить как об употреблении, так и о злоупотреблении; злоупотребление алкоголем и наркотиками представляет собой "трансформированное в болезненные формы влечение к трансценденции" (16, стр. 49). Потребность в трансценденции, то есть к вы-ходу за пределы обыденного сознания, - это естественная потреб-ность и она необходимо должна быть удовлетворена. Другое дело, - как при этом избежать негативных последствий, связанных с употреблением психоактивных веществ. 
   Конечно, совершенно необходимо вести борьбу со всеми звеньями той зловещей технологической цепочки, складывающейся из производства и хранения, потребления и сбыта наркотических веществ (Что, в свою очередь, заранее предполагает существование монополии  государства на производство и использование любых психоактивных веществ.). Однако, если уж речь идёт об их производителях - нарко-картелях, то надо признать, что тот же пресловутый медельинский картель, - это не более чем производственно - коммерческая организация, которая существует и процветает благодаря исключительно благоприятной для неё экономической конъюнктуре в развитых индустриальных странах, и поскольку эта конъюнктура держится на стабильно высоком уровне, даже полная ликвидация такого картеля в конечном итоге ничего не даст, так как его место немедленно займёт какой-нибудь другой. Несомненно, что вся проблема заключается в той массе пользователей, особенно из молодёжной среды, которые приходят к встрече с психоактивными веществами абсолютно неподготовленными, абсолютно не понимая ни смысла, ни цели такого контакта. 
   Причина этого состоит в том, что в современном обществе такой элемент общественного сознания, как психоделическое обра-зование и культура, отсутствует вообще. А, между тем, последние представляют собой важный аспект общего экологического образования и культуры. К сожалению, в настоящее время и сама психо-делическая терапия находится в стадии первоначального становления и является областью интересов весьма узкого круга специалистов, а, между тем, жестокие реалии современной жизни требуют уже немедленного принятия и реализации общегосударственных социальных программ, целью которых должно быть оказание все-сторонней психотерапевтической помощи населению, причём помощи общедоступной в бесплатной. Финансирование подобных программ представляется делом куда более полезным и важным, чем финансирование тех необычных боевых действий, о которых речь шла выше. В противном случае, употребление психоактивных веществ всегда будет носить бесконтрольный, бесцельный и без-думный характер, результатом чего будут только негативные соци-альные последствия. В данном случае речь идет о здоровой части общества, а не о лицах, страдающих хроническим алкоголизмом и наркоманией, пациентах наркодиспансеров, само существование которых является свидетельством не только сильно запоздалой и далеко не адекватной реакции общества на данную проблему, но и свидетельством отсутствия в нём рациональных способов её решения. 
  Однако, и психоделические растения, и естественное стремление человека к трансценденции, - это неизбежные реалии жизни и невозможно представить себе, что и то, и другое когда-нибудь перестанут существовать. Вероятно, надо примириться с тем фактом, что человек всегда будет использовать эти растения. И в данном случае единственный выход, - это научить людей разумно их использовать и, что ещё лучше, если бы необходимые навыки, связанные с их употреблением, они получали в ходе санкциони-рованной обществом специальной учебной программы, под руководством опытных наставников и преподавателей, прежде чем они воспользуются ими самостоятельно, будь то в индивидуальных или в коллективных психоделических сеансах. Зато психоактивные вещества, при строгом соблюдении необходимых правил и предписаний, связанных с их употреблением, могут дать колоссальный позитивный эффект, - они способны удовлетворить духовные запросы человека на самом высоком уровне, открывая ему сокровенные глубины собственного существования, его место и предназначение в целостной картине мироздания; они способны оптимизировать отношение к окружающему миру, снять невротические состояния, излечить психогенные расстройства. Поэтому, следует ли удивляться тому, что в Древней Индии, например, психоактивные компоненты напитка, называемого сома, и изготавливаемого, предположительно, из горной эфедры, а в Мексике - ритуального напитка пейотль из местной разновидности кактуса, были, в конечном счёте, персонифицированы в сакрализованы в образе божества Сома и священного духа Мескалито? У древних греков, как известно аналогичную миссию выполняло увитое виноградными лозами божество Вакх (Backhos). Поэтому как будто бы нет никаких оснований относиться к психоделическим растениям подозрительно и враждебно, их значение для человека трудно переоценить. И в этих странных войнах победа в конце концов остается за ними, потому что они обладают для этого достаточной жизнестойкостью. А многочисленным налогоплательщикам остаётся только пожелать с большим вниманием относиться к тому, как, куда, и с каким результатом расходуются их деньги. Или ещё - такое наблюдение. 
   Говорят, революция имеет склонность пожирать своих детей и тому свидетельством служат многочисленные факты; достаточно вспомнить исторические судьбы героев французской буржуазной или октябрьской социалистической революций. Однако, данное высказывание справедливо лишь для социальной, а не другого рода революции. Оказывается, что компьютерная революция не только не в состоянии пожрать своих детей, но даже не знает, как это сделать. 
   Следствием нынешнего технологического бума в области информатики и вычислительной техника, явилась очень стремительная смена поколений компьютеров и, случилось так, что более совершенная модификация пришла на смену прежней так быстро, что в мире образовалось порядка 120 млн. (?!) единиц морально устаревшей серии, реализовать которые потенциальному покупателю уже более не представляется возможным. А что делать с этим электронным хламом - неизвестно, поскольку фирмы - производители совсем не задумывались над возможностью возникновения подобной ситуации и, естественно, не имели рациональной технологии его утилизации и ликвидации. Поэтому правительства ряда стран, в частности, правительство США, получив классическую задачу по экологии, не смогло придумать ничего лучшего как оплатить весь процесс их уничтожения (интересно, за чей счёт?) тем фирмам, которые проявили готовность решать данную проблему. 
   Такова судьба всего лишь одной позиции из той колоссаль-ной номенклатуры вещей, которые производятся современным обществом. Для мировой экономики в целом, функционирование в режиме перепроизводства и избыточного предложения весьма типично и характерно и причины этого вполне очевидны. 
Борьба за контроль над рынком сбыта вынуждает промышленные компании производить товары в количестве, явно превышающем даже оптимальные их потребности. Производитель в этом случае получает твёрдую гарантию того, что существующий для него на сегодня рынок сбыта, не будет занят товаром конкурирующей фирмы, а потенциально новый рынок будет занят им тотчас же. Избранная тактика выглядит вполне естественной и рациональной, - в конечном счёте, от этого выигрывает только покупатель, получая возможность немедленно приобрести товар самого высокого качества, который существует на сегодняшний день. Если производственно-коммерческая стратегия отдельных компаний выглядит вполне рациональной, этого не скажешь о ситуации в целом, - в итоге образуется огромное количество невостребованных, ненужных, бесполезных вещей. Для пищевой индустрии такая ситуация не является проблемной, поскольку у неё существуют естественные источники утилизации, чего не скажешь о массе промышленных товаров. Рано или поздно они оказываются на свалке, главным образом потому, что технологии их ликвидации не предусмотрено. Для конечной и замкнутой системы, какой является наша планета, ситуация выглядит просто убийственной. Иными словами, если положение дел на микроэкономическом уровне способно вызвать чувство глубокого удовлетворения, то при переходе на макроэкономический, попадаешь в ситуацию полного абсурда, что, видимо, лишний раз свидетельствует о том, что все мы живём в фантастиче-ском мире, где количество зачастую переходит в качество и результат оказывается порой просто ошеломляющим. Очень похоже на то, что социальная диалектика имеет также и свою зловещую, теневую, можно сказать, демоническую сторону, и недаром идейные оппоненты гегелевский диалектики неизменно характеризовали её как иррациональную и мистическую: почему-то, когда количество переходит в качество, результат оказывается неизменно негативным, а возникающие при этом парадоксы выглядят совершенно неразрешимыми. Как уж тут согласиться с тезисом великого мыслителя, утверждавшего, что "всё действительное – разумно". На уровне отдельных производителей всё выглядит действительно рационально и разумно, а в целом – ситуация полного абсурда. Расходуются природные ресурсы, человеческий труд, энергия, капитал, а в итоге – всё впустую. Вот и не о массе ли товаропроизводителей упоминается в стихотворении замечательного русского поэта, не о них ли сказано: "...свершающих свой подвиг бесполезный..."(17, стр. 225). Но такова, как видно, специфика материальной стороны жизни современного индустриального общества. Хотя, надо заметить, что наряду с материальной, не менее занимательной выглядит и духовная сторона его жизни, в контексте идеологии которой, наряду с идеями и концепциями философского, политического и экономического характера, своё законное место занимают и образно-художественные представления, выполняющие важную идейно-воспитательную и социально-регулятивную функции. 
  Как известно, мифы, сказания, легенды являются неотъемлемым элементом духовной культуры любого общества. В них запечатлена душа их создателей, воплощены их сокровенные надеж-ды и чаяния. Как феномен массового сознания, они оказывают глубокое влияние на формирование мировоззрения и существующей системы ценностей человека и общества. Мифология современного индустриального (или уже постиндустриального?) общества доста-точно разнообразна, поэтому особый интерес представляют те её образцы, которые имеют не¬посредственное отношение к экологиче-ской тематике. Современные мифы по своей идейно–художественной форме и содержанию вообще то схожи со своими древними сородичами, единственно, что их отличает - так это их яркая техносциентистская окраска. 
  К одному из наиболее распространенных, почитаемых и любимых, особенно в интеллектуальной среде, повествований, сле-дует, безусловно, отнести легенду о Всемогуществе Человеческого Разума. Её истоки восходят к эпохе Просвещения и периоду начала промышленной революции. Успехи научно-технического прогресса ещё более способствовали укоренению этого представления в массовом сознании. Будучи по своей сути буржуазной, идеология эпохи Просвещения своим появлением зафиксировала окончательный разрыв между светским, который она представляла, и клерикальным мировоззрением, которое до того времени безраздельно господствовало в Западной Европе. 
   Вообще-то понятие всемогущества, как свидетельствуют многочисленные религиозные документы, является одним из божественных атрибутов. Церковь, в соответствии с известными христианскими догматами, постоянно напоминала своей пастве о том, что единственно только Бог всемогущ, человек же "немощен и наг". Но с некоторых пор данный атрибут стал приписываться и человеку, поскольку в подобном умонастроении очень нуждалось тогда ещё только зарождающееся сословие буржуазии, видя в этом основу для своего возвышения и завоевания политической и экономической власти. Фактически на данном историческом этапе происходило формирование принципиально нового типа мировоззрения - гуманистического, которое во главу угла поставило идеологически выгодные новому классу аспекты общечеловеческого опыта, главным образом, научные и технические знания. Именно здесь берут своё начало идеи личной свободы и демократии, идеология системы свободного предпринимательства. Этические принципы Евангелия, выражавшие более чем прохладное отношение к богатству и материальному успеху, находились в явном противоречии с принципами "священного" права собственности и использования наёмного труда, которые были не только средством достижения, но и мерилом личного преуспевания представителей нового социального слоя. 
   Лучше всего чаяния и настроения той эпохи переданы словами известного французского просветителя: "...настанет момент... когда солнце будет освещать землю, населённую только свободными людьми, не признающими другого господина, кроме своего ра-зума"(6, стр. 689). Естественно, для возвышения собственного ра-зума необходимо его всестороннее просвещение. Взгляды Гольбаха на этот счёт ещё более радикальны: "Если незнание природы породило богов, то познание её должно их уничтожить... людские страхи рассеиваются по мере роста просвещения"(18, стр. 375). Тем самым, философия и идеология эпохи Просвещения была, главным образом, направлена на формирование общей концепции "опоры на собственный разум", а отсюда, единственным критерием теоретической и практической деятельности признавался существующий на тот период уровень научных и технических знаний. Просвещённый разум, конечно же, способствовал всемерному развитию промышленного производства: "...чем больше просвещался ум, тем больше развивалась промышленность" (19. стр. 563). Развитие промышленности обеспечивало буржуазии неуклонный рост её материального благосостояния и, стало быть, конечная цель могла считаться достигнутой. Этот переломный исторический период открывал перед европейской цивилизацией новые возможности, горизонты и перспективы, и эпоха Просвещения могла бы быть эпохой экологического Просвещения, но таковой не стала, зато стала духовной родиной экологической проблемы. А жаль. 
   Мы специально уделили подробное внимание тому кругу идей и представлений, которые доминировали в ту эпоху: их общий смысл сводился к тому, что человеку по плечу решение любых проблем. Ключевые моменты этой идеологии типичны и для нынешних умонастроений. Так, например, современной вариацией гимна че-ловеческому разуму является очень популярный тезис о всё возрастающей независимости человека от природы по мере развития науки и техники. Н.Ф. Реймерс находит, что данный тезис ошибочен и неверен. Веро¬ятно, это слишком мягкая оценка, - в нынешней ситуации он звучит просто абсурдно, и вот почему: 
  во-первых, человек, являясь элементом Системы, будет всегда от неё зависеть, зависеть от существования и нормального функционирования фотосинтезирующих организмов. Так было и так будет всегда; 
  во-вторых, эта его зависимость ещё более возросла и приближается к критической, так как в результате нерациональной хозяйственной деятельности природным системам нанесен очень серьёзный ущерб. 
   Такая зависимость существовала всегда, однако раньше она была некритичной, поскольку адаптивные возможности природных систем позволяли компенсировать наносимый им ущерб. Вот и получается, что по мере научно-технического развития зависимость человека от природы не только не уменьшается, а наоборот, ещё более возрастает и даже переходит в критическую стадию. В настоящее время приходится констатировать, что человек создал себе проблемы такого рода, относительно которых он даже не знает, способен ли он решить их вообще. Так что с атрибутом всемогущества что-то не получается. Но, существует мнение, что из любой ситуации всегда можно найти выход. 
   Бесследное исчезновение многих биологических видов в результате хищнического истребления растительного и животного мира, наводит на мысль, что рано или поздно человек познает тайну жизни и воссоздаст ныне исчезнувшие виды во искупление своей биологической вины. Упрочению такого воззрения, на первый взгляд, способствуют впечатляющие достижения в области биохимии, молекулярной биологии и генной инженерии. Увы, и здесь всё выглядит далеко не просто. Как показывают цитологические исследования, живая клетка представляет собой структурно-функциональное образование столь невообразимой сложности, что ни одна из технических систем, созданных человеком, даже отда-лённо не приближается к ней: на системном уровне это различие выражается десятками порядков. Так что синтез одной-единственной полноценно функционирующей клетки, не говоря уже об организме, из исходных химических элементов, представляется делом весьма неопределённого и туманного будущего. Человек пока лишь способен репродуцировать и модифицировать живые организмы, но не синтезировать их. То есть, однажды уничтожив жизнь, он не способен воссоздать её вновь; отсюда, не лучше ли бе-режнее относиться к тому, что есть, иного ведь наверняка не будет. С другой стороны, конечно же неприятно сознавать ограниченность возможностей собственного разума, однако это может сделать и свою собственную жизнь и жизнь окружающих куда более безопасной и мирной. 
   А вот очень близкое по духу и не менее замечательное по своему идейно-художественному содержанию, сказание о Великом Исходе. Впечатляющие успехи в освоении космоса породили убеждение, что рано или поздно человечество займётся освоением его бескрайних просторов. Апологеты космической экспансии рисуют заманчивые картины колонизации и расселения всё возрастающего населения Земли на всех пригодных для обитания планетах. Эта идея живо дебатируется сейчас в связи с быстро ухудшающимся состоянием планеты, которой реально угрожает полное истощение природных ресурсов и разрушение биосферы. Так что, если Земля в результате человеческой деятельности станет непригодной для обитания, можно будет построить космические флотилии и отправиться на поиски более счастливой судьбы. 
   Этот тезис усиленно вбивается в массовое сознание как способ сохранить существующее положение вещей прежде всего теми, которые всегда делали и делают внушительные личные состояния, неизменно экономя на любых природоохранных мероприятиях. С другой стороны, данный тезис играет ещё и роль утешительного фактора, выступая в качестве техносциентистского суррогата известной христианской концепции Царства Небес, в нашем случае - иных планет, где человечеству суждено, наконец, обрести желанное счастье и процветание. При этом Исход предполагается не только в космические дали, но и в пучины океана и в недра Земли, посредством создания сложных инженерно - технических сооружений. Идея здесь одна, - если разрушить естественную среду обитания, то вполне сносно можно неопределённо долгое время просуществовать и в искусственной. В данном случае бесспорно следующее: 
  1. В настоящее время человечество не готово технически к реализации любого из этих проектов; 
  2. В космических просторах всё ещё не обнаружено другой подходящей среды обитания; 
  З. Как показали многочисленные эксперименты, длитель-ное пребывание в замкнутых ограниченных объёмах артефактной среды, неминуемо ведёт к негативным психофизиологическим изменениям в организме человека; 
 4. Наконец, существо не способное гармонично взаимодействовать с естественной средой обитания, вне всякого сомнения, не только ни сумеет приспособиться к любой другой среде, но непременно разрушит и последнюю (Что, в свою очередь, заранее предполагает существование монополии  государства на производство и использование любых психоактивных веществ.)
  Поэтому все эти концепции Нового Мира, где естественную среду обитания настойчиво предлагают поменять на искусственную, выглядят по меньшей мере бредовыми, - вот уж поистине сказано: "Ходящий во тьме не знает, куда идёт" ( Ин. 12:35). Кста-ти, о хождении в темноте. Кажется, в 1977 г. нас всех уже просветили, - публикация известного доклада (Что, в свою очередь, заранее предполагает существование монополии  государства на производство и использование любых психоактивных веществ.) имела беспрецедентный общественный резонанс, - из его содержания явствовало, что сов-ременная цивилизация движется неизвестно куда, скорее всего, в никуда, в небытие. Казалось бы, что-то нужно предпринимать. Но, то ли сказывается неизбежная инерция, как известно, сопровождающая всякое движение, то ли в темноте удобно обделывать всякого рода делишки (потом всегда можно сослаться на отсутствие освещения), только направление движения за истёкший с момента опубликования сенсационного доклада период, ничуть не измени-лось... Может быть, ещё и потому, что "делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы" (Ин. 3:20). Может быть, всё дело в этом? 
   Иначе чем можно было бы объяснить столь плачевные, столь неутешительные итоги очередной, последней (июнь 1997г.) международной конференции ООН по защите окружающей среды? Только на самые срочные, аварийные природоохранные мероприятия требуется порядка 600 млрд. долларов. Естественно, платить никто не хочет, видно, потому что деньги по-прежнему очень любят, а значит, и очень жалеют. И ничего тут не поделаешь, таков уж менталитет мировой финансово - промышленной элиты, - но, тут, как говорится, Бог им судья. Возвращаясь к обсуждаемой теме, остаётся добавить всего несколько слов. Конечно, ход мировой исто-рии отдельному человеку изменить не под силу; но, вполне по си-лам больше внимания уделять собственному саду и огороду, - в этом сейчас куда больше пользы, чем в созерцании необъятных космических далей. Чтобы не утомлять читателя многочисленными примерами подобного рода и поскорее закончить, лишь обозрим напоследок одну из самых величественных вершин современного мифотворчества, - мечту о Светлом Будущем Всего Человечества. 
  Мечту о Светлом Будущем, безусловно, следует отнести к одному из исконных, вековых чаяний человечества. Как и картина Рая, которая у разных народов выглядит по-разному, эта мечта принимает ту или иную конкретную форму в зависимости от специфики общественно-политического строя, социально - экономических отношений, особенностей мировоззрения и духовной культуры, - таковыми являются, например, Американская Мечта или Идеалы Коммунизма. Если первая гласит, что каждый при желании и настойчивости может достичь сколь угодно высокого социального положения, когда можно позволить себе покупать всё что угодно, в том числе и необходимый набор престижных вещей, соответствующих этому положению, то Идеалы Коммунизма определённо утверждают, что можно построить такой общественный строй, где каждый и все могут делать что-либо общественно полезное в соответствии со своими ограниченными возможностями и неограниченно удовлетворять все свои потребности. 
   Поскольку и Американская Мечта и Идеалы Коммунизма - всего лишь идеальные сущности, они, для своего телесного воплощения, нуждаются в определённых материальных факторах: в любом случае, для их реализации необходимо создание мощной материально - технической базы, что неизбежно связано с переустройством и преобразованием природы. Поэтому, несмотря на серьёз-ные социально-экономические различия, присущие странам, где данные идеалы широко культивируются, их объединяет одна общая цель - создание общества неограниченного потребления, отличие состоит только в путях её достижения, поскольку в одном случае гражданам предлагается действовать в одиночку, а в другом - коллективно. И средства для реализации цели - тоже общие: неограниченное развитие производительных сил. Поэтому интересен и сам процесс реализации: как, например, он выглядит сейчас? А выглядит так: 
   "Истощение природных ресурсов, глобальное химическое загрязнение и замусоривание суши, моря, океана, континентальных и подземных вод, ближайшего космоса, геофизическое изменение среды жизни - климата, радиоактивное загрязнение поверхности Земли, ослабление озонового экрана и дыры, кислотные осадки как результат химического загрязнения, вторичное загрязнение в результате спонтанных химических реакций, обезлесивание планеты, деградация почв, опустынивание суши и акваторий, уничтожение биологических видов, возникновение новых, биологически опасных форм жизни, смещение экологического равновесия, ухудшение состава артеприродной и квазиприродной среды" (15, стр. 333). 
   Картина современного быта, представленная в самых общих чертах известным российским экологом, по своим художественным достоинствам и выразительности, пожалуй, ничем не уступит лучшим местам из "Откровения Иоанна Богослова", известного ещё и под названием Апокалипсиса. Нельзя не признать, что жанр бытового реализма в данном случае вполне сопоставим с апофео-зом мистической трагедии. К счастью, одним из достоинств мечты является то, что она никогда не сбывается, - иначе как бы выглядела планета, если бы Мечта всё-таки сбылась? 
   Очень трудно сказать, что же на самом деле представляет собой Светлое Будущее. Весь ход мировой истории наглядно свидетельствует о том, что будущее может быть опасным или безопасным, и историческая практика показывает, что построить как то, так и другое вполне реально и осуществимо. Зато мифологема Светлого Будущего очень ярко высвечивает существо экологической проблемы. Её смысл в этом свете выглядит предельно ясно и просто: если ничего не изменится, то нас и наших детей ожидает весьма опасное будущее, а что касается внуков, то для них его может и не быть. Равно как коммунизм и капитализм, - эти идейные антагонисты, извечные враги и соперники, в этом свете предстают совершенно иначе, а именно как единокровные братья, живущие в тесном симбиотическом родстве, поскольку оба они от рождения привыкли жить не по средствам. Поэтому можно бесконечно долго спорить о достоинствах и недостатках того или иного социально - экономического строя. Но, совершенно ясно, что экологически опасный общественный строй в принципе не жизнеспособен и критерий экологической безопасности, - это подлинный, настоящий, единственно верный критерий. 
   Из вышеизложенного следует, что всё происходящее есть следствие простого недоразумения. Следствия, кажется, вполне очевидны, но не очевидны мотивы. Стало быть, остаётся подробнее ознакомиться с мотивационно-волевыми аспектами мышления и деятельности человека, которым мы все и обязаны существованием окружающей нас ныне действительности.
Категория: Философия | Добавил: Leon (01.01.2012) | Автор: Леонов Александр Григорьевич
Просмотров: 190 | Теги: Теология, философия, экология | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2019
Создать бесплатный сайт с uCoz