Суббота, 20.04.2024, 08:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Пучеж-на-Волге

Категории раздела
Философия [36]
Философия
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Философия

Воздушное Царство
   В последние десятилетия как-то особенно обострился интерес к проблеме существования форм жизни, иных чем земная. Это вопрос обсуждается ныне, как в научных кругах, так и широкими слоями общественности, чему, конечно, способствовали такие факторы, как значительные успехи в освоении космоса и новые физические открытия в области макро – и микрофизики, астрономии, космологии. 
   Эта, первоначально спонтанная дискуссия, довольно скоро оформилась в хорошо организованную, широкомасштабную научную программу, где, с одновременной разработкой ее философско - методологических и научно – теоретических основ, был немедленно приведен в действие и ее научно – практический аспект. 
  Речь, таким образом, идет о программе SETI (Search for Extra Terrestrial Intelligence). В рамках данной программы, в теоретическом плане, рассматривается возможность существования форм жизни, построенных на субстратной основе иной, чем углеродная; возможность существования полевых форм жизни или форм жизни на основе элементарных частиц. Также обсуждаются вопросы существования внеземных цивилизаций, способов контакта с ними и все возможные последствия такого контакта. 
  В практическом плане, средствами радиоастрономии уже ведется целенаправленный поиск радиосигналов, свидетельствующих о том, что их могла бы послать какая-нибудь высокотехнологичная внеземная цивилизация. Можно с уверенностью сказать, что в данный момент на разработку программы уже задействованы весьма значительные интеллектуальные и материальные ресурсы. 
   Хотя, безусловно, многие исследователи, так или иначе изучающие эту проблему, все же отмечают, что программа SЕTI, как и все подобного рода научные проекты, содержит в себе не только новые горизонты, но и подводные камни, т.е. в ней присутствуют одновременно как позитивная, так и негативная стороны, причем, вполне обоснованно предполагается, что негативный ее аспект может явно превзойти все остальные. 
   Так В.В. Рубцов и А.Д. Урсул, анализируя возможные последствия контакта с внеземной цивилизацией, отмечают: «Одним из следствий такого контакта мог бы стать кризис идентификации, вызванный «информационным шоком» при восприятии научных представлений и культурных традиций, существенно отличных от самостоятельно выработанных землянами…контакт…с неантропоморфной цивилизацией…напоминал бы, «контакт» человека с хищником (бурей, землетрясением)» (1). То есть авторы считают, что программа SETI при всем ее интригующем содержании, на данном этапе представляется несколько преждевременной. 
   Кроме того, как это не без иронии отметил в своей работе Дж. Ломберг «…вся программа SETI покоится на вере в существование во Вселенной разумных, технологически развитых обитателей» (2). Дж. Ломберг явно намекает на то, что программа SETI незаметно приобрела и теперь имеет (в известной степени) некоторую религиозную окраску. Тем самым, данная проблема совершенно неожиданным образом смыкается с одним из аспектов христианского учения, которое, само собой разумеется, также представляет собой предмет веры. Но поскольку поиск Внеземного Разума уже начат и непрерывно продолжается и, последний все еще не обнаружен, у нас еще есть время с тем, чтобы рассмотреть иную гипотезу, отдаленно схожую с предыдущей и которую можно было бы условно назвать проблемой SNTI (Search fоr Near – Terrestrial Intelligence) или проблемой существования Околоземного Разума. 
   Следовательно, в этом случае речь должна идти об учении церкви о сотворенных духах вообще и о Воздушном Царстве, в частности, и, которое, по словам еп. Игнатия: «…не имеет характера систематических учений, составленных учеными мира сего и по стихиям мира. Оно изложено в св. Писании подобно тому, как изложены в нем многие другие учения» (3). 
   При этом нетрудно видеть, что вся идея Воздушного Царства целиком опирается на общее учение Церкви о сотворенных духах. Прежде чем перейти к обсуждению этого вопроса, следует заметить, что понятие души и духа, которые так часто упоминаются в Св. Писании, в древние времена употреблялись в гораздо более широком смысле слова чем сейчас, когда они стали синонимами таких философских понятий и категорий как психическое, сознание, идеальное, т.е. вообще говоря, только характеристиками психической реальности. 
   Под душой или духом древние понимали существа, отличительной особенностью которых являлась их газообразная или газоподобная природа. Поэтому в Новом Завете прямо говорится о том, что и «…Бог есть Дух» (Ин. 4:24), т.е. он должен также мыслиться как существо газоподобной природы, с тем особым отличием, что Он – Творящий и Несотворенный Дух, в то время как другие духи, включая ангелов, демонов и человеческие души, все они только сотворены или как это объясняет преп. Симеон Новый Богослов: «Духом Божьим именуется св. Дух, духами называются и наши души» (4). Но известно также, что «Рожденное от Духа есть дух» (Ин.3:8), т.е., тем самым, Иисус Христос совершенно недвусмысленно указывает на особую креационистскую функцию Св. Духа в отношении мира газообразных существ. Тот же преп. Симеон Новый Богослов, применительно к характеристике душ (духов) употребляет слово «существо»: «Душа не есть бесчувственное вещество, но существо чувствующее и разумное» (4). Данную дефиницию души органично дополняет и преп. Макарий Египетский: «А всякая тварь, и Ангел, и душа, и демон, по собственной природе своей есть тело…(они)…суть тела тонкие» (5)(Заметим, что в индийской теологии также существует понятие «тонкого тела» (suksmacarira) (см. Санкхья – карика, дистих 39), по смыслу  идентичное тему, о котором упоминает преп. Макарий.)
   Наконец, у св. Оригена можно встретить определение человека, которое не назовешь иначе как остроумным: «людьми же здесь я называю души, пользующиеся телами» (6) (Заметим, что в индийской теологии также существует понятие «тонкого тела» (suksmacarira) (см. Санкхья – карика, дистих 39), по смыслу  идентичное тему, о котором упоминает преп. Макарий.). (…люди пользуются косметикой, медицинской помощью, общественным транспортом, используют одежду, обувь и т.п.). Эта, чисто спиритуалистическая трактовка человека получает свое продолжение и развитие в творениях отцов церкви уже в Новое время. Так, еп. Игнатий (Брянчанинов), как бы резюмируя предыдущее толкование души и духа, излагает свою собственную теорию, которая вполне соответствует каноническому учению Церкви о сотворенных духах: 
   « Из поведаний Писания о духах вытекают следующие понятия о них. Сотворенные духи суть существа ограниченные, газообразные…духами они называются в Писании потому что в нем всякое газовидное существо называется духом. Этим названием обозначается тонкость естества духов, которой они отличаются от видимого нами грубого тела…душа человека, подобно сотворенным духам, называется в Писании духом (Ин. 19:30), но она облачена в грубое тело: вот в чем единственное различие человека от сотворенных духов. Духи, как не имеющие человеческого тела или плоти, называются бестелесными, бесплотными: они называются невидимыми, потому что мы не видим их телесными очами» ( 3). 
   В этом своем, поистине превосходном по своей ясности разъяснении относительно природы духов, еп. Игнатий активно использует понятия и термины, взятые уже из научной лексики. 
Поэтому, если бы мы захотели выразить суть учения церкви о сотворенных духах на языке современных понятий и представлений, то оно могло бы выглядеть следующим образом: 
1. Существуют газообразные формы жизни (ГФЖ). 
Эти формы жизни являются доминирующими или преобладающими по крайней мере в нашей Вселенной, - так в «Бардо Тедол» упоминается по крайней мере о 80 000 разновидностей только злых духов, а в раннехристианской демонологии (I век н.э.), – их порядка 30 000; отсюда следует, что газообразные формы жизни – это естественные формы, а земные – скорее экзотические. 
2. В соответствии с христианской доктриной, и люди также понимаются как газообразные существа, временно связанные с их плотными телами. 
3. В то же время науке неизвестно ни одно газообразное существо; данная проблема если и рассматривается, то только в качестве версии, предположения или гипотезы, причем пока лишь на уровне обсуждения природы того субстрата, из которого могли бы состоять такие гипотетические существа.Что же касается системно - функциональных основ их жизнедеятельности, то этот вопрос, по вполне понятным причинам, пока не затрагивается. 
   Однако, при этом нельзя не упомянуть и о том, что целый ряд исследователей уже предпринимают серьезные усилия к экспериментальной проверке этой гипотезы. Само собой разумеется, что подобного рода изыскания должны иметь под собой и свою особую идейно-теоретическую основу и, если попытаться представить себе как она должна выглядеть, то подобным примером могли служить следующие весьма проникновенные слова арх. Луки Войно – Ясенецкого: «Почему бы не признать существование разумных существ, не принадлежащих к доступному нашим чувствам миру? По какому праву с нашими ограниченными чувствами, нашим несовершенным разумом, нашим развитием, едва исчисляющимся тремя веками, смеем мы утверждать, что в неизмеримом космосе человек – единственное разумное существо, и что всякая мыслящая реальность всегда нуждается в нервных клетках, орошаемых кровью? Существование разумных существ, отличных от людей, имеющих совсем иной тип организации, чем человеческий – это не только возможно, но и высшей степени вероятно! Можно даже утверждать, что это достоверно. Абсурдно думать, что человеческий разум – единственный в природе и что всякая разумная сила непременно должна быть организована по типу человека и животных и иметь мозг как орган мысли» (7). 
   Арх. Лука рассуждает о возможности существования форм жизни, иных чем земная и, надо сказать, что в современной космобиологии, пожалуй, едва ли найдется другая такая тема, которая вызвала бы столь острый и живой интерес у ученых и исследователей. 
   Теперь же, составив себе более или менее ясное представление о так называемых душах и духах, упоминаемых в св. Писании, - всем понятно, что речь идет о многочисленных и разнообразных видах газообразных существ и о сложных коллизиях во взаимоотношениях между ними, можно с полным основанием перейти к картографии этого разумного призрачного мира (по крайней мере в пределах нашей планеты), - что же такое это Воздушное Царство и каково его местопребывание? Еп. Игнатий для его описания находит очень выразительные слова: «Слово Божие, и содействующий слову Дух, открывают нам…что пространство между Небом и землею, вся видимая нами лазурная бездна, воздух, поднебесная, служит жилищем для падших ангелов, низвергнутых с неба… падшие ангелы рассеяны во множестве по всей прозрачной бездне, которую мы видим над собой. Они не перестают возмущать все общества человеческие и каждого человека порознь; нет злодеяния, нет преступления, которого они не были бы зачинщиками и участниками; они склоняют и научают человека греху всевозможными средствами» (3). 
Трудно, кажется, поверить в то, что от этого мирного, сияющего голубого неба исходит смертельная угроза, что человек, на самом деле, находится в кольце враждебного окружения, причем его противник невидим, невоспринимаем, многочисленен, коварен и жесток. 
   Если же говорить о количестве, то в данном случае, что любопытно, представления, существующие в народных верованиях и в христианской демонологии, вполне соответствуют друг другу, - и у тех и у других существует представление об исключительно плотной заселенности планеты падшими ангелами, включая воздушное пространство, поверхность земли, водоемы и даже недра планеты. Так, например, Лактанаций утверждает, что «демоны скитаются по всей земле» (8). Согласно Мих. Пселлу, «…и воздух, который над нами, и воздух, который вокруг нас, полны демонов, полна ими и земля, и море, и места тайные и глубокие» (8). . 
   Такого рода представление о демонах существует в патристике; то же - и в народных верованиях,- например, в русских народных поверьях так же считается, что злые духи присутствуют повсеместно и в несметном количестве. И в этом Призрачном Мире человек выглядит как очень малочисленный и редкий биологический вид (как те отдельные христианские миссионеры, живущие в окружении диких племен), как об этом не без юмора повествует составительница «Русского демонологического словаря» Т.Н. Новичкова: 
«Демоны обитают повсюду: в домах хозяйничают домовые и кикиморы, игоши и жихори; в лесах пугают лешие, русалки и водяные топят в воде, черти и болотники затаскивают в непроходимые топи, в горах и по лесам бродят клады – оборотни, подземные змеи пожирают трупы и сторожат золото; в аду – под землей, в тартарары – царство сатаны, князя тьмы, с огненными реками и кипящими котлами, где преданы вечной муке грешные души; полевики и полудницы заманивают в поля детей; в овинах гуменники сдирают кожу с неосторожных ночлежников; в банях со свистом парятся банники и кидают в людей раскаленные камни; с колоколен при третьем ударе падают колокольные мертвецы; в воздухе метеорами летают огненные змеи, без труда проникая сквозь трубы в те дома, где тоскуют по мужьям безутешные вдовушки; вокруг сел и деревень сотнями бродят лихорадки – кумахи, криксы и плаксы (детские бессоницы и переполохи), овечьи и коровьи смерти, не говоря уже о том, что у каждого человека на левом плече сидит дьявол – соблазнитель, подталкивающий к опрометчивым поступкам» (9). 
   Понятно, что при такой их численности, обитатели Воздушного Царства будут не только контактировать с человеком, но и неизбежно воздействовать на него. Каким же образом? 
   В силу своей газообразной природы и того тонкого субстрата, из которого состоят их тела, духи свободно и беспрепятственно могут проходить через любой плотный материальный объект, в том числе и через тела людей, животных, растений и т.п.: «Демоны не только живут на земной поверхности, но и входят иногда в тело человека и скота всем газообразным существом своим. Они входят во внутренности тела человеческого подобно тому, как входит в нас воздух, привлекаемый механизмом дыхания; подобно тому, как могут входить другие газы. Демон, войдя в человека, не смешивается с душою, но пребывает в теле, обладая насильственно душою и телом. Газы имеют в особенном развитии свойство упругости, т.е. свойство принимать различной меры объем. Очевидно, что и демоны имеют это свойство, по которому множество их может помещаться в одном человеке, как говорит об этом Евангелие (Лк. 8:29)». (3). 
   Кажется, было бы нетрудно представить себе, что нечто подобное возможно, если предположить, что субстратом, из которого состоят тела духов, является, например, нейтринный газ, – версия, которая уже давно и обстоятельно обсуждается, в том числе, и в научных кругах. Газообразные тела из реликтовых нейтрино, безусловно, можно было бы назвать всепроникающими, поскольку они практически не взаимодействуют с материей Вселенной, при этом никакие физические условия не являются для них экстремальными, - даже недра горячих звезд (очень наглядная иллюстрация к известному речению: «Дух дышит, где хочет» (Ин.3:8)). 
   Учитывая же тот факт, что нейтрино являются самыми распространенными элементарными частицами во Вселенной и составляют почти половину ее массы (поскольку они сами обладают массой, хотя и очень малой), то было бы логично предположить, что эта часть материи так же могла быть вовлечена в процессы самоорганизации, на основе которых возникали бы уже различные, достаточно сложные биологические структуры. Понятно, что существа с подобной физической основой были бы невидимы и невоспринимаемы человеком, хотя бы потому что его органы чувств, и, в частности, зрения, приспособлены для восприятия фотонов; для восприятия нейтрино такие органы у него отсутствуют. 
   Однако, вернемся к телесным контактам. Если демон входит в тело человека, что это может означать? По мнению св. Оригена, особое воздействие злых духов на человека состоит в следующем: «Действия злых духов душа воспринимает двояко. Иногда духи совершенно овладевают умом людей, так что совсем не дозволяют одержимым ничего понимать, таковы, например, те, кого обыкновенно называют одержимыми. 
Иногда же злые духи посредством враждебного внушения развращают чувствующую и размышляющую душу разнообразными помыслами и лукавыми советами «(6). 
   Видный деятель Церкви объясняет, что основная цель демона состоит в том, чтобы сделать человека объектом контроля и манипуляции, то ли полностью, то ли частично. Св. Ориген употребляет слово «помыслы». Это последнее уже достаточно прочно укоренилось в христианской аскетике и по словам Вл. Лосского должно означать буквально следующее: 
«В православной аскетике имеются специальные термины для обозначения различных воздействий, оказываемых духами зла на душу человека. Это – «помыслы» или образы, поднимающиеся из низших областей души, из подсознания; затем «прилог», не то чтобы искушение, а наличие посторонней мысли, пришедшей извне и введенной враждебной волей в сознание» (10). 
   Иначе говоря, может случиться так, что в поле сознания человека могут возникать и присутствовать как его собственные, так и чужие мысли. Отсюда понятно, что с тем чтобы противостоять попыткам духа овладеть контролем над человеком, необходимо обладать способностью различать мысли по их происхождению, что, оказывается, совсем не просто, - действительно, кто мог бы с уверенностью сказать, что та или иная мысль – моя собственная, а другая – безусловно, чужая? Но, как оказывается, что все-таки существуют методы различения чужих и собственных мыслей и вся духовная практика христианских подвижников как раз и была направлена на овладение таким методом; все эти приемы подробно описаны в творениях отцов церкви ( см.,напр. (12)). 
   Относительно же интеллектуальных и физических возможностей демонов по сравнению с человеком, у христианских демонологов существуют прямо противоположные точки зрения; так прот. Г. Дьяченко, считает, что эти существа превосходят человека «…злые духи как существа более сильные чем человек, могут завладеть последним, могут вселяться в него и причинять ему различные страдания» (11). Подобное воззрение находит свое выражение и в народных верованиях, - даже один только их вид способен внушить человеку панический страх: «…в своем настоящем виде бесы редко показываются людям, поскольку они так безобразны, что взглянув на них, человек либо умер бы от страха, либо перестал бы грешить, а это бесам совсем не нужно. Поэтому бес старается действовать невидимкой, чтобы человек не ощущал его присутствия…бес стремится войти в человека, поселиться в его теле…чаще всего злой демон проникает через напитки и неблагословенные кушания…овладев телом человека, демон лишает его рассудка, мучает сильными болями, заставляет кричать и метаться в иступлении…одержимых (бесноватых) священники и колдуны лечили изгнанием» (9). Однако, по мнению св. Нила Мироточивого, злые духи скорее ограниченны, чем всемогущи в своей способности нанести человеку ущерб; они могут достичь успеха лишь в том случае, если только возьмут под контроль аффективную сферу его сознания; особенно, если там постоянно присутствуют неуверенность, тревога, боязнь и страх. Тогда (по его словам): «…овладевают человеком бессильные злые духи, закрепляя его в своей власти посредством безнадежья (иначе, отчаяния)»(13). Следовательно, негативные аффекты и есть та благодатная почва, на которой возникает и произрастает эта связь. 
   Выше было сказано, что к величайшему счастью для человека, тела демонов не воспринимаемы и невидимы. Однако, многие демонологи утверждают, что в ряде случаев демоны способны становиться видимыми, с той главной целью, чтобы возбудить панику и страх, причем их визуализация может происходить в самых невероятных формах. 
   Один из видных деятелей православной Церкви, применительно к всеобщей истерии с НЛО, не без сарказма заметил: «…в православной литературе мы находим множество случаев появления демонов, в точности соответствующих картине встреч с НЛО: появляются «телесные» существа и осязаемые объекты (в качестве которых выступают либо сами бесы, либо их иллюзорные порождения); эти объекты и существа неожиданно «материализуются» с целью внушить людям страх и привести их в замешательство, а в итоге – и к погибели» (14). Из этого, поистине замечательного по своей проницательности наблюдения, следует, что Околоземной Разум очень удачно может выдавать себя за Внеземной. Так что у программы SETI могут возникнуть дополнительные и весьма серьезные трудности в плане установления надежного критерия различения,- в том смысле, что возможную высадку инопланетян на Землю следует рассматривать то ли как реальную, то ли как иллюзорную? 
*  *  * 
   2000 лет назад св. ап. Павел от имени всего христианского мира публично объявил войну этому самому Околоземному Разуму. Но война, которую отныне должен был вести христианский мир, выглядела весьма странной и непривычной, – ведь в качестве противника выступали существа газообразной природы, которые вынашивали безусловно враждебные планы в отношении всего человеческого рода («Берегитесь,чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал. 5:15). Предостережение серьёзное, хотя звучит не совсем обычно, - св. апостол как бы намекает на присутствие в мире некоей посторонней силы, котороя стремится возбудить в людях жажду взаимного истребления.  Как кажется, такое было бы возможно, если бы этот мир  находился внутри другого, невидимого мира, который бы и мог оказывать на него подобное воздействие. Надо сказать, что такого рода представление восходит  к глубокой древности, - в  ветхозаветных ещё временах можно также встретить упоминание об этой силе, - в той же книге Исход: « Он – печать для того, чтобы не коснулся нас Истребляющий» (Исход, 12:28). Уже в апостольские времена св. ап. Иоанн, свидетельствовал о том, что «…весь мир лежит во зле» ( 1 Ин. 5:19). Понятным выглядит выражение «зло присутствует в мире» и любой человек готов подтвердить, что так оно и есть. Однако, многие христианские мистики утверждают обратное, - так, согласно личным наблюдениям Я. Бёме: «Мир находится посреди ада» (15). И не в духовном, психологическом , а именно в физическом смысле, подобно сфере, заключённой в ещё большую сферу. Такое представление вполне согласуется как с новозпаветным преданием, так и с учением церкви, которая рассматривает ад как часть реальности, хотя и невидимую и не воспринимаемую, - однако, при определённых условиях способную принять определённые очертания, иначе говоря, визуализироваться. Хотя этот ад существует всегда, его внешние формы могут меняться в зависимости от той или иной исторической эпохи, от технической оснащённости той или иной цивилизации. Зато его внутреннее содержание всюду и всегда остается одним и тем же, - это страх, мучение, страдание, отчаяние, унижение, осквернение. Весь этот комплекс переживаний и есть истинная сущность ада, - вне зависимости от того,   где он развёртывается: то ли в сознании каждого отдельного человека, то ли уже в материальном мире, поскольку психологические аспекты ада необходимо включают в себя и его устойчивые физические корреляты.). Уже с самого начала просматривался затяжной, лучше сказать, перманентный характер конфликта, причем способы его ведения коренным образом отличались от всех привычных и известных нам способов ведения любых войн. Поэтому, для того чтобы более ясно представить себе его суть, необходимо дать оценку изначальной диспозиции враждующих сторон, как она изложена в апостольском учении, в соответствии с которым то, что обычно называется театром военных действий, обозначаемо в нем словом «космос». В современном словоупотреблении это слово означает Вселенную в целом. В тексте Евангелия на древнегреческом понятии «космос» встречается очень часто, причем можно говорить об его употреблении как в узком, так и в широком смысле слова. В узком смысле слова понятия «космос, вселенная» обозначает известный древним географический мир, включающий в себя, главным образом, Европу, Азию и Африку (о существовании Америки, Австралии и Антарктиды тогда еще не было известно): «…и ниспровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная…» (Деян, 19:27). 
В широком смысле слова «вселенная» обозначает в Евангелии то, что сейчас называется космическим пространством со всей его физической материей. Так, в пророчестве Иисуса Христа сказано: «И люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные восколеблются» (Лк. 21:26). О какой вселенной идет речь? Ответ можно найти в предыдущей строке: «И будут знамения в солнце и в луне и в звездах, а на земле – уныние народов» (Лк.21:26). Таким образом, речь здесь идет о планетах, их спутниках, о солнце и звездах, т.е. о том, что сейчас называется ближним и дальним космосом, или вселенной в целом. 
   Конечно же может возникнуть вопрос, а не могло ли быть так, что христиане первых веков считали, что единственно только Земля существует реально, а все прочие наблюдаемые внеземные объекты – фикция, мираж, оптическая иллюзия? «Есть тела небесные, есть тела земные, но иная слава небесных, иная – земных, иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд» (1Кор. 40:41). Из слов св. апостола следует, что все объекты дальнего и ближнего космоса столь же объективно реальны, столь же вещественны, как и земной мир. А отсюда можно заключить, что и евангельское и современное понятия космоса (вселенной) вполне сопоставимы. Поэтому часто встречающееся в Новом Завете выражение «конец света», означает ни что иное, как полное прекращение существования этой (или нашей) Вселенной; таков смысл Божественного Плана: «Ибо Он назначил день, в котором будет праведно судить вселенную» (Деян. 17:31). Окончательный же вердикт предусматривает полную ликвидацию этой Вселенной со всеми ее мирами и их обитателями: «…а нынешние небеса и земля…сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых» (2 Петр, 3:7). В тот самый день: «…воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают» (2 Петр, 3:12). Однако всем обитателям этой Вселенной дается реальный шанс на их собственное спасение (если они, конечно, пожелают), посредством их перемещения в другую, вновь созданную. С этой целью Отец: «…вводит Первородного во вселенную» (Евр. 1:6), который не только доводит до сведения всех заинтересованных в этом лиц весь план спасения, но и ценой собственной жизни открывает путь в этот совершенно новый мир. 
   Таким образом, основной тезис христианской эсхатологии вкратце сводится к следующему: все, предопределенные к спасению существа, внезапно окажутся в другой вселенной, а предшествующая так же мгновенно прекратит свое существование. Невозможно представить себе это событие в пространственно-временном плане, - вполне может оказаться так, что новая вселенная займет место нынешней, а последняя исчезнет навсегда. Именно так описывает характер подобного события св. ап. Павел: «Не все мы умрем, но все изменимся,- вдруг, во мгновение ока при последней трубе» (1Кор.15:52). Таким образом в будущем нас всех может ожидать событие поистине космологического масштаба, - переход на постоянное место жительства в уже другую вселенную. 
   Конечно же возникает вопрос, почему этому миру уготована столь печальная участь? Но ведь в соответствии с христианским учением, эта вселенная и есть жилище для падших ангелов, низвергнутых с неба, в ней они обитают и безраздельно господствуют: «…и ангелов, не сохранивших достоинства своего, оставивших свои жилища, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуда, 6), и главный среди них – «дух мира сего» (Ефес. 2:2), «…древний змий,…обольщающий всю вселенную» (Откр. 12:9). 
   В соответствии с ветхозаветным преданием, первый из ангелов, отвергнув Бога и далее желая действовать лишь по собственной воле, в наказание был низвергнут в эту вселенную, где местом его обитания, по утверждению многих христианских демонологов, стали преимущественно недра планеты. Таким образом, космос в евангельском понимании и смысле, – это место обитания людей, гипотетических обитателей других миров, а также падших ангелов во главе с их «князем». Что же касается ангелов и других лиц небесной иерархии, то все они обитают в своих собственных зонах (Евр. 1:2). Созданный же Богом новый будущий мир предназначен исключительно для земных существ: «Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную» (Евр. 2:5). 
Итак, как было сказано, безраздельными хозяевами этой вселенной являются падшие ангелы, и поэтому вполне естественно, что они являются и хозяевами этой планеты, т.е. Земли. Отсюда, и в соответствии с апостольским учением определяется и крайне необычный статус человечества. Так, св. ап. Павел говорит о ветхозаветных пророках буквально следующее: «Все они умерли в вере…и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле» (Евр. 11:13). 
   В привычном понимании считается, что человек как биологический вид безраздельно господствует на планете. Но христианская доктрина утверждает, что это вовсе не так, и в Новом Завете развернута совершенно иная диспозиция сторон, - на самом деле, истинными хозяевами Земли и ее исконными обитателями являются падшие ангелы, а люди на ней оказались как бы случайно. В самом деле, если пребывание демонов в этой Вселенной есть результат злонамеренности их воли, их ослушания Бога, то люди в ней находятся по недоразумению, по случайности, по глупости. Подобное представление выглядит просто невероятно, - тем более сейчас только и говорят и «пришельцах», мировое сообщество, можно сказать, просто помешано на них, которые, как оказывается, могут быть просто представителями высокотехнологичных внеземных цивилизаций. 
Понятно, что находясь в столь плотном вражеском окружении, человечество оказывается под прямым их воздействием, которое, впрочем, как объясняют отцы Церкви, подавляющим большинством людей просто не осознается. Действуя на души людей при их жизни, демоны не оставляют их в покое и после смерти: «Когда душа христианина, оставив свою земную храмину, начнет стремится через воздушное пространство в горное отечество, демоны останавливают ее, стараются в ней найти сродство с тобой, свою греховодность, свое падение и низвести ее в ад, уготованный дьяволу и ангелам его… Так действуют они по праву, приобретенному ими» ( 3). 
   Как свидетельствует Св. Писание, до появления Иисуса Христа никому, ни одной человеческой душе не удавалось пройти через это Воздушное Царство, – блокада была абсолютной.Поэтому потребовалось прямое вмешательство высших сил с тем, чтобы это зловещее кольцо могло быть, наконец, разорвано, - крестная смерть и воскресение Иисуса Христа как раз и стало символом первой победы над инфернальным миром; Иисус Христос нисходит в ад и освобождает души томящихся там праведников и ведет их, как сказано, в «…будущую вселенную» (Евр. 2:5). Однако, это еще не все – блокада хотя и прорвана, но противостояние разных миров остается. И поскольку оно еще остается, то к его устранению должны быть приняты специальные меры: «…на сем камне Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» (Матф. 16:18). Совершенно точно обозначив в этом своем речении существующего противника, Иисус Христос, тем самым, говорит о том, что он создает особую общественную организацию, которую Он отныне будет лично возглавлять и задачи которой прежде всего будут военно-политическими; и с этого момента и Высший и человеческий разумы объединяются в их совместной борьбе против общего врага, - этого самого Околоземного Разума. 
   И поскольку сам враг по своей природе весьма необычен, то и способ ведения боевых действий со стороны церкви также оказывается не очень обычным, даже несколько своеобразным; так, св. апостол Павел, одновременно характеризуя неприятеля и заранее формируя общую стратегию противодействия ему, говорит следующее: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Ефес. 6:12). 
   Как мы понимаем, - против тех самых обитателей Воздушного Царства и их главы, - «…князя, господствующего в воздухе» (Ефес. 2:2). Св. апостол прямо указывает на то, что полем сражения является наш разум, и вся эта борьба развертывается и происходит исключительно в сфере сознания, то ли индивидуального, то ли массового. Или как он здесь же дополнительно и уточняет: «Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем» (Ефес. 10:3). 
   Отсюда и методы ведения этой войны оказываются целиком психологическими, а точнее говоря, психотерапевтическими: «Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь; ими ниспровергаем замыслы» (Ефес. 10:4). Уже было сказано, существует особый термин «помыслы», которым обозначаются мысли, возникающие в сознании человека, в то же время не являющиеся его собственными. Св. апостол, тем самым, хотел сказать следующее, - эти «помыслы» на самом деле могут быть мыслями совершенно иного, чуждого и враждебного человеку существа: «Чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам небезызвестны его умыслы» (2 Кор. 2:11). Здесь св. апостол уже прямо говорит о том, что наши «помыслы» могут оказаться «умыслами» сатаны, - отсюда возникает и просматривается духовный поединок, в котором может победить лишь тот, кто способен во-первых, осознать сам факт этого чуждого ему присутствия; во-вторых, осознав это, полностью ниспровергнуть и избавиться от всех этих «умыслов, замыслов и помыслов». Об этом говорит и сам Спаситель, настоятельно советуя и рекомендуя человеку развивать в себе способность интроспекции (или самонаблюдения): «Наблюдайте за собой» (Лк. 17:3). Если говорить о значении всех заповедей Божьих, то эта, безусловно, должна быть поставлена на первое место. 
*  *  * 
   Ныне существует уже немалое количество литературных и кинематографических произведений, безусловно, целиком относящихся к жанру фантастики, основной сюжетной темой которых является описание разного рода космических сражений: то ли между обитателями различных планет, то ли звездных систем, а порой – и целых галактик. 
   Как это ни странно, но и Новый Завет, если исходить из классификации существующих литературных жанров, тоже может быть включен в их число, ведь в нем так же описывается нечто подобное, – хотя масштабы происходящего в нем куда как величественное, куда грандиознее: не находя более подходящего выражения, назовем это «войной вселенных». И, действительно, в той изначальной диспозиции сторон, как она представлена в Святом Писании, прежде всего, присутствует таинственное Небесное Царство с его эонами, которому, в свою очередь, противостоит наша Вселенная с господствующими в ней падшими ангелами и их главой – «духом мира сего». Само же возникновение этого мира было обусловлено целым рядом причин; и первая среди них – это окончательный итог т.н. 1-ой Вселенской войны, как об этом сказано в Откровении Иоанна: «И произошла на небе война, Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось для них места на небе; и низвергнут был дракон, древний змий, называемый дьяволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12:7-9). 
   К несчастью, и человечество, обитающее на той самой планете, о которой было сказано выше, оказалось тем самым в плотном враждебном окружении и ныне подвергается со стороны инфернальных существ различным негативным воздействиям, в виде переживаний, связанных со страданием, болезнями и смертью. Видя в человечестве своего потенциального и реального союзника, готового противостоять аду, Небесное Царство в лице его Главы, заключает с ним военно-политический союз, символом которого становится Церковь Христа. Дальнейшая стратегия военных действий предусматривает полное и окончательное разведение враждующих сторон, – для союзников уже приготовлена будущая вселенная ( другая чем эта), а для противника, так его ожидает нечто куда более худшее, чем ныне; в ходе будущей 2-ой Вселенской войны, в которой непосредственное участие примет и сам Глава Церкви, их ждет неминуемое поражение ( «…и увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его» (Откр. 19:19). 
В ходе будущей 2-ой Вселенской войны противнику будет нанесен полный и окончательный урон, – «И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это - смерть вторая» (Откр. 20:14), т.е. обитатели инфернального мира также будут перемещены в другую вселенную (поскольку эта, как было сказано выше, неминуемо прекратит свое существование), но с куда более худшими жилищным условиями. Конечно, на этом фоне и «Война миров» Г. Уэллса и знаменитый киносериал Д.Лукаса «Звездные войны», хотя и отличаются захватывающим сюжетом и замечательными режиссерскими решениями, выглядят несколько мелковато, скорее даже приземленно. Зато Новый Завет говорит нам о том, что мы находимся в состоянии перманентного конфликта, в состоянии весьма странной войны, войны между газообразными существами: с одной стороны – падшими ангелами, а с другой – человеческими душами. 
   Отсюда и Церковь выступает, прежде всего, как военная организация со всеми присущими ей атрибутами и действиями со стороны людей, участвующих в подобном противостоянии: «В чем заключается военное дело монаха? – Оно есть воздержание, мужество, голод, жажда, страх и бдение» (13). 
   Таким образом, окончательная диспозиция сторон к моменту завершения 2-ой Вселенской войны оказывается следующей: вместо нынешних двух вселенных (Небесное Царство и наша вселенная). их будет уже три, – это неизменное Небесное Царство, далее, - новая вселенная для спасенного человечества и третья, – для падших ангелов, нераскаявшихся в своем злоумыслии и своеволии. 
   И этот приуготовленный для всего человечества новый мир и новая жизнь, безусловно, стоят того, чтобы за них бороться, - ведь того, что было, уже более никогда не будет: «… ибо прежнее прошло» (Откр. 21: 9). 
*   *   * 
Величайшая забота прилагается Господом о том,
чтобы духи не знали, что они находятся при человеке.
Если бы они это знали, то стали бы говорить с ним… 
   Э. Сведенборг « О небесах, о мире духов и об аде» 

   Конечно, любой рационально мыслящий человек мог бы сказать, что все эти суждения относительно сотворённых духов, Воздушного Царства и тому подобного, носят чисто спекулятивный характер и едва ли могут иметь под какую – либо реальную основу. Но всегда находятся какие-то странные события, факты и проишествия, которые, если не прямо, то, по крайней мере, косвенно, могут свидетельствовать в пользу этой очень древней легенды. Выше уже говорилось, что границы науки и теологии между собой нигде не пересекаются, но могут иметь общие линии соприкосновения. Надо сказать, что описываемый здесь случай как раз и выводит нас на эту общую границу; однако, нельзя не признать, что та область, о которой пойдёт речь, выглядит как нельзя более зловещей и мрачной. 
   У одного американского психиатра, который довольно долгое время работал с больными, страдавшими стойкими слуховыми и зрительными галлюцинациями, вдруг неожиданно возникла идея использовать своих пациентов в качестве медиумов с тем, чтобы установить опосредствованный контакт с предполагаемыми обладателями тех голосов, которые слышали его пациенты. Результаты этого психологического эксперимента ( В. Ван Дасен просто предположил, что эти голоса могли принадлежать гипотетическим обитателям иного мира) оказались ничуть не менее удивительными, чем, например, у Р.Моуди, когда ему столь же внезапно пришла мысль обратиться к нескольким сотням пациентов, оказавшимся в какой-то момент в состоянии клинической смерти, с просьбой поделиться своими переживаниями во время такого состояния. 
   Не менее неожиданными и интересными оказались наблюдения самого В. ван Дасена, или, как это отмечает в своей работе преп. Серафим Роуз: «…Этот психолог с полной серьёзностью отнёсся к голосам, которые слышали его пациенты, и предпринял ряд « диалогов» с этими голосами(через посредство своих пациентов). Он пришёл к тому же заключению, Что и Сведенборг, - о существовании двух категорий «существ», вступающих в контакт с пациентами, - «высших» и «низших»(14). 
   Здесь хотелось бы добавить следующее. Во-первых, как это следует из содержания его работы, В. Ван Дасен в своих изысканиях целиком и полностью опирался на общепринятые в психологии методы исследований и полученные им данные могут представлять определённую научную ценность; уже хотя бы потому,что эти опыты могут быть воспроизведены любым заинтересованным лицом (проверены на адекеватность). Другое дело,- те выводы и умозаключения, которые он делает на основании полученных результатов,- они могут показаться слишком далеко идущими( например, его утверждение относительно существования иерархии духов,-с научной точки зрения это всего лишь предположение). Во-вторых. относительно существования общей границы /между верой и знанием/; в цитируемом речении св. апостола говорилось о существовании некоего враждебного начала,- «…духов злобы поднебесных»(Ефес.6:12). Согласно же многолетним наблюдениям В. ван Дасена, это (или подобное ему) враждебное начало выглядело следующим образом: «…галлюцинации «низшего» порядка действуют против воли пациента и выглядят очень многословными, настойчивыми, агрессивными и злобными. Они используют обман, чтобы ввести пациента в заблуждение, так же как и взять его под свой контроль; они угрожают, умоляют, льстят, дают обещания, - с тем чтобы, в конечном итоге, разрушить личность и волю пациента»(16). 
Так что, как это нередко бывает, если нет прямых доказательств , то обязательно находятся косвенные. 


1. Рубцов В В., Урсул А. Д. Проблема внеземных цивилизаций. 2-е изд., дополн.,-Кишинев: Штиинца,1988–291 с. 
2. Ломбарт Дж. Межзвездное послание « Вояджера». В сб.: Проблема поиска жизни во Вселенной. Труды Таллинского симпозиума – М.: Наука, 1986 – стр. 242 - 247 
3. Еп. Игнатий Брянчанинов. Слово о смерти.- М.: «P.S.», 1991- 320 с. 
4. Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. В 4-х т. . Репр. изд.- М.: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1993 , Т.2 – 593 с. 
5. Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы.- М.: «Правило веры», 1998 – 467 с. 
6. Ориген. О началах. – Самара: изд-во «РА», 1993 – 320 с. 
7. Арх. Лука Войно- Ясенецкий. Дух, душа и тело.- Брюссель: Изд-во « Жизнь с Богом», 1988-183 с. 
8. Сад демонов.- HORTUS DAEMONIUM. Словарь инфернальной мифологии средневековья и Возрождения (Автop–сост. А.Е. Махов)- M.: INTRA- DA, 1998 – 320 с. 
9. Новичкова Т. А. Русский демонологический словарь,-СПб:Петербургский писатель, 1995- 640 с. 
10. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви.- В кн.: Мистическое богословие,- Киев: Издание христианской благотворит.-просветит. орг-ции « Путь к истине», 1991- стр. 97-259 
11. Дьяченко Г.В. Духовный мир. Репр. изд. – М.: Изд-во «Даниловский благовест» Московского Свято-Данилов. монастыря, 1992 -360 с. 
12. Василий (Кривошеин), архиепископ. Ангелы и бесы в духовной жизни по учению святых отцов. – М.:« Русский путь», 2000 – 56 с. 
13. Нил Мироточивый. Посмертные поучения. Изд-ние Свято-Троицкого Ново-Голутвинского монастыря, 1992 – 161 с. 
14. О. Серафим Роуз. Православие и религия будущего.- М.: Изд-во « Православная книга», 1991-200 с. 
15. Беме Я. Теософия.- СПб.: Санкт- Петербургское философское общество,2000 – 96 с. 
16. W. van Dusen. Presence of other worlds.- N.Y. and L.: Harper and Row, Publishers, 1974 – 240 p.
Категория: Философия | Добавил: Leon (01.01.2012) | Автор: Леонов Александр Григорьевич
Просмотров: 557 | Комментарии: 1 | Теги: Теология, философия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 iligy1978  
0
Ну вот и прочитал я, Александр Григорьевич, Ваши труды. Хотелось бы поделится своей точкой зрения... Считаю что пророчества Апокалипсиса говорят об организации на Земле новой Ваикунтхи. Зачистка судя по всему будет ого ого. Т.е. Ангелы и демоны уже воплотились в людей. Кто победит того и Ваикунтха. Думаю противоборствующие стороны будут иметь смешанный состав. Но в одной из них ангелов и хороших людей будет больше. Да будет эта группа достойной перед Богом и победоносной! Аминь...

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz