Пятница, 26.04.2024, 02:01
Приветствую Вас Гость | RSS

Пучеж-на-Волге

Категории раздела
Философия [36]
Философия
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Философия

Нет альтернативы. Часть 4
  Пусть государство будет маленьким, а население редким.
 Если в /государстве/ есть различные орудия,не следует их употреблять. 
(Лао-цзы. Дао-дэ цзин). 
   Как будто в воду глядел великий мудрец древности: сказа-но негромко, но звучит отчётливо. Вот и нынче, все маленькие государства, взять хотя бы к примеру, Швейцарию или Данию, выглядят все какими-то благополучными, чистыми и ухоженными. Не тревожат их ни политические, ни экономические кризисы; демо-графические и экологические проблемы тоже обходят их стороной. А вот где большое или очень большое государство, такое как Бразилия, Китай или Россия, так там уже что-то да не благополучно. Видимо, есть во всём этом некая загадочная закономерность. Скорее всего, потому что большой страной трудно управлять, а может быть, как утверждал Лао-цзы, потому что в таких странах "власти слишком деятельны". Очень деятельны… 
   Вот, например, Китай. Одна из древнейших цивилизаций мира к настоящему времени благополучно преодолела путь дли-тельностью в 5000 лет. Скорее всего, потому что всё это время варилась в собственном соку. Первые европейцы, посетившие Китай, были в немалой степени удивлены характером его культуры, оце-нивая её как чрезвычайно замкнутую, консервативную и некоммуникабельную по отношению к внешнему миру. Так бы тому и быть, но получилось так, что в начале 20-х годов нынешнего столетия в Китай проникла коммунистическая идеология. Неизвестно, чем она пленила китайский народ е его тонкой и оригинальной культурой, может быть, как говорится, бес попутал. Если в начале 40-х годов в Китае при его весьма внушительной территории проживало всего-навсего 460 млн. населения, что, естественно, создавало вполне приемлемую нагрузку на окружающую среду, то через полвека эта цифра возросла в четыре раза. Можно себе представить качество жизни при такой численности населения, равно как и давление на природные системы. Таким образом, к концу XX века Китай заполучил себе классическую экологическую проблему. Как известно из экобиологии, численность популяции в отсутствие неблагоприятных факторов имеет тенденцию к неограниченному росту, причём по экспоненциальной зависимости. Если бы тогдашнее китайское руководство внимательно прислушивалось к рекомендациям их великих соотечественников, то ничего подобного бы не произошло, но - не прислушивалось вовсе и поэтому нынешнее китайское правительство, воочию столкнувшись с в высшей степени неординарной ситуацией, вынуждено было пойти на дос¬таточно жёсткие и решительные меры по ограничению рождаемости в стране и, к его чести, надо заметить, оно нашло довольно удачное решение. Оно заставило оплачивать населением Китая рождение своего потомства, причём отнюдь не дёшево. Конечно, это была вынужденная мера, которую вовсе не назовёшь гуманной. Но, как видно, идеология экоцентризма вовсе не гуманистична, не антропоцентрична. Она ставит всё на своё место, указывая человеку его вполне определённое положение в системе природных закономерностей, заставляя его строго соблюдать определённые правила игры, нарушив которые, он рискует многое потерять. 
  Вот и получается мораль: лучше прислушиваться к советам собственных мудрецов, нежели заморских. А теперь - об орудиях. 
   Согласно преданиям, основателем китайской цивилизации был легендарный Жёлтый Предок - Хуанди. Как свидетельствуют священные книги Древнего Китая, в частности, "Жизнеописание Хуанди для посвящённых" (Хуандинэйчжуань), последний мог быть представителем инопланетной цивилизации. Он же и стал основателем китайской государственности, заложил основы ее культуры в самом широком смысле слова, в том числе письменности, языка, ремёсел, искусства и прочего. Хуанди считается также родо-начальником известной китайской философской концепции Дао - таинственной основы всего существующего. Так что роль этой лич-ности в истории Китая поистине уникальна. Священные книги свидетельствуют также о том, что сам Хуанди активно занимался всякого рода научно-технической деятельностью, а значит, тогдашние обитатели бассейнов рек Янцзы и Хуанхэ имели редкостную воз-можность ознакомиться с образцами инопланетной технической культуры и стало быть, китайское общество в начале своего исто-рического пути получило по сравнению с другими цивилизациями весьма изрядную фору, но, по неясным причинам, в полной мере ей не воспользовалось. 
   Китайская техническая культура известна многими своими достижениями, все они хорошо знакомы и нет смысла их перечислять. Тем не менее, несмотря на яркие примеры национального творчества и общепризнанную всеми способность китайцев к точным наукам, являющихся, как известно, фундаментом научно-технического прогресса, последний в Китае особо не культивиро-вался и не поощрялся, а получилось так, что достигнув известной оснащённости, китайское общество зафиксировало себя на опреде-лённой стадии технического развития. Можно себе представить, что подлинные правители Китая, совершенномудрые, как они себя называли, возможно, основываясь на печальном опыте цивилизаций, ещё более ранних, чем китайская, считали целесообразным жёстко контролировать ту сферу человеческой деятельности, которую теперь называют научно-производственной, из-за её трудно предсказуемых последствий. Как известно, "кто не действует, тот не потерпит неудачу" (33, стр. 134). 
   С присущим им целостным взглядом на мир, совершенно- мудрые более полагались на естественное течение событий, нежели на возможность и стремление что-то произвольно изменить, что на их жаргоне назвалось "следовать Дао". 
  Изготовление орудий, предметов, вещей, их использование и утилизация всегда связана с определёнными издержками. Как уже говорилось выше, любой вещи может быть сопоставлена как её мнимая, так и действительная цена. Последняя может быть отложена, но не снята вообще. Истинная цена изделия включает в себя: 
1. Экологически безопасную технологию производства изделий и безопасную их эксплуатацию; 
2. Экологически безопасную технологию их утилизации, ликвидации, дезинтеграции. 
  Производство и использование вещей с соблюдением всех принципов и норм экологической безопасности отражает истинную цену вещи, и, не исключено, что её реальная себестоимость окажется такова, что у неё едва ли найдутся потенциальные покупатели; в лучшем случае, её можно было бы изготовить в единственном эк-земпляре, как образец национального научно-технического творче-ства. С другой стороны, различные изделия можно было бы изготавливать и экс¬плуатировать без учёта норм экологической безо-пасности: в этом случае им будет соответствовать мнимая цена, к которой неизбежно придётся присовокупить комплекс непредска-зуемых, непредвиден¬ных, и неустранимых последствий, связанных с их существованием на любой из стадий. 
  Так что интеллектуальная элита древнего и средневекового Китая, возможно, хорошо представляла себе, что за воплощение любой технической идеи надо платить всё-таки истинную, а не мнимую цену, и создание и использование орудий явно скрывает в себе определённый подвох. Как теперь стало известно: "...биотическая составляющая природной среды (флора и фауна) и окружающая её внешняя среда находятся в динамическом экохимическом равновесии" (5, стр. 6) 
   Вероятно, совершенномудрые панически боялись нарушить это самое равновесие и поэтому на всякий случай основополагающим принципом всей практической деятельности избрали принцип недеяния (у вэй), точно также как и их ближайшие географические соседи - индийцы, - принцип непричинения ущерба (ахимса). Поскольку современная научная терминология тогда ещё не была в ходу, этому принципу бездействия они (то есть совер-шенномудрые) придали изящную литературно-художественную форму, в которой и выразили своё глубокое убеждение в том, что "Поднебесную следует предоставить самой себе. "Предоставить" - из опасения, чтобы не извратилась природа Поднебесной"(11, стр. 181). С подобными воззрениями, конечно, научно-технической ре-волюции не совершишь, но и экохимического равновесия наверняка не нарушишь. 
   В современном обществе существуют весьма сухие и прозаические документы, регламентирующие вполне определённые виды человеческой деятельности, такие, как "Правила техники безопасности на пожаро-, взрывоопасных химических производствах", устав караульной службы, корабельный устав, за каждое слово, пункт и параграф которых, заплачено, тем не менее, жизнями тех людей, которые когда-то были непосредственно связаны с данными видами деятельности. За игнорирование экологических законов заплатили своим существованием целые цивилизации, бесследно исчезнувшие в пучине времён. 
   Так что, обозревая исторический путь великих цивилизаций, отчётливо видишь постоянное довление над ними экологического императива, вынуждающего всю мотивационную сферу сознания смещать в область скорее теоретического, нежели практического разума, - в область философии, религии, искусства. Вероятно, здесь в полной мере учитывалось и осознавалось то обстоятельство, которое теперь называют принципом неполноты информации и которое гласит, что "информация по проведению любого изменения природы всегда недостаточна для априорного суждения о всех возможных результатах таких последствий" (15, стр. 168). 
   Человеческое мышление обладает замечательной способностью к абстрагированию и идеализации, и всегда есть возможность или учесть или отвлечься от тех или иных моментов при осуществлении любого вида деятельности. Если теоретический разум имеет дело с идеальными сущностями, то практический - с реальными. Судьба творений теоретического разума мало что значит, поскольку они существуют лишь мысленно, и как объекты ментального конструирования, способны к любому их изменению, замене и созданию новых безо всяких на то последствий. Столь же мало что значит для теоретического разума и принцип неполноты информации, так как любой недостаток сведений всего лишь отразится на качестве идеальной модели и не более. С практическим разумом дело обстоит иначе, так как если он действует на основе неполноты информации, он должен это обстоятельство обязательно учитывать, потому что он создаёт реальные вещи. Что бы теоретический разум не создал, ему, фигурально выражаясь, всё сойдёт с рук, поскольку он имеет дело с ментальными конструкциями и отсутствие некоторых сведений об исследуемом объекте - это вовсе не предмет для беспокойства, так как всегда есть возможность заменить несовершенную идеальную модель на более совершенную. Результатом же деятельности практического разума являются идеи, воплощаемые в реальных вещах, и такие результаты могут иметь далеко идущие последствия. 
    Вероятно, совершенномудрые это обстоятельство учитывали и поэтому стремились сконцентрировать внимание своих подданных на безопасных видах деятельности. В древних обществах массовая интенция сознания оказывалась явно смещённой в область теоретического разума, - в область философии, религии, искусства, и, возможно, именно поэтому одна на древнейших цивилизаций мира, хотя теперь уже не слишком благополучно, но существует и поныне. 
   Столь же любопытная и поучительная история приключилась и с Индией. История очень интересная и поучительная, главным образом, потому что в ней имел место реальный контакт двух великих цивилизаций, двух великих культур - индийской и европейской. 
  То было время, когда Британская империя приближалась к вершинам её могущества и славы. Англичане, представляющие страну, ставшую колыбелью промышленной революции и капитализма, энергичные и решительные, располагая прекрасно организованной и вооружённой армией, сравнительно быстро подчинили себе Индию - эту огромную страну с её многочисленным и очень пёстрым этническим составом населения. Завоевав эту страну политически, новые хозяева получили беспрепятственную возможность для занятий хозяйственно-экономической деятельностью, для воплощения в жизнь всех своих планов, словом, всего того, чему их наставляли в учили в их родной стране. С этой целью они начали создавать промышленную и сельскохозяйственную инфраструктуру, строя фабрики и заводы, сети железных дорог, разбивая огром-ные плантации для выращивания чая и кофе, одним словом, создавать всё то, что могло приносить прибыль королевской казне и повышать материальное благосостояние подданных британской короны. Индия явилась подлинным кладезем для Британской империи: используя её богатейшие природные ресурсы и невероятно дешёвый труд, последняя сказочно обогащалась. 
   Однако взаимоотношения с местным населением (англичане называли их туземцами) не складывались; всё время между ними стояла стена взаимного непонимания. Англичан очень удивлял в высшей степени пассивный и созерцательный образ мышления и уклад жизни индийцев. Последние столь же мало понимали характер мышления и смысл деятельности их новоявленных хозяев, которых они вслух почтительно звали саибами (господами), а в душе - асурами (то есть демонами). Индийцев сильно изумляло и явно пугало то бесстрашие, хладнокровие и решительность, с каким англичане ради осуществления своих технических проектов, да и просто ради личной выгоды, расправлялись с уникальной флорой и фауной Индии. 
   Для страны, весь уклад жизни которой опирался на фундаментальный принцип ненанесения ущерба живой природе (ахимса) и который воплощался в бесчисленных нормах, правилах и предписаниях, применительно к любому виду деятельности, требуя неукоснительного соблюдения экологической дисциплины от каждого члена общества, строго каравшего его за такое нарушение, характер практической деятельности англичан был непонятен и неприемлем, ведь сами жители Индии были чрезвычайно ограничены в выборе легитимных форм деятельности, но лишь разрешённых, санкционированных их собственным гражданским кодексом типа известных "Законов Ману". 
  Поэтому налицо был факт кардинального различия мировоззрений. Экологически ориентированное общество, которым индийское общество и было изначально, совершенно не воспринимало неэкологический образ мышления и характер деятельности представителей европейской цивилизации, - стена непонимания стояла очень прочно; духовного контакта не получалось, скорее, диалог двух глухих. Поэтому Индия упорно сопротивлялась колонизаторам, будь то в пассивной или активной форме, и, в конце концов, независимости всё же добилась, - англичане вынуждены были уйти, правда, оставив ей свою национальную кухню, язык, культуру, политическую систему, промышленную и сельскохозяйственную инфраструктуру, транспорт, но не только это, но и прочие реалии капитализма, как-то: загрязнение и деградацию окружающей среды, беспрецедентный демографический кризис, постоянную политическую и этническую напряжённость, катастрофическое падение общего уровня жизни. А всё дело, как теперь выяснилось, оказывается, в том, что "необходимо придерживаться определённого набора законов, необходимых для поддержания порядка и стабильности природных систем" (12, стр. 10). Можно с уверенностью утверждать, что народы Индии до известного момента действовали в строгом соответствии с рекомендациями г-на Голдсмита и не их вина в том, что произошло и теперь происходит в этой стране. Зато глядя из дня сегодняшнего на дела давно минувших дней, лучше понимаешь истинное значение этих исторических событий: англичане главным образом что-то строили и создавали, индийцы ничего не строили, а большем частью созерцали и размышляли. Ничего не строили, кроме собственного безопасного будущего - для ныне живущих, для тех, кто жил бы потом - и так на протяжении 4000 лет. Зато европейская цивилизация за два недолгих столетия успела построить небезопасное настоящее и весьма проблематичное будущее. Вот и весь смысл этого контакта -контакта разума с безрассудством. За такой научно-технический прогресс приходится очень дорого платить, хотя по крупному ещё придётся заплатить. 
   Авторы доклада по проекту Римского клуба совершенно обоснованно высказывают мнение, что одной из главных причин экологического кризиса является неконтролируемый рост народонаселения планеты, в свою очередь, порождающий наращивание производительных сил с тем, чтобы обеспечить ему более или ме-нее приемлемый уровень жизни. Вывод вполне обоснованный, од-нако это далеко ещё не всё. Даже если бы население Земли стабильно держалось в пределах, скажем, 100 млн. человек, это вовсе ещё не означает, что оно не могло бы создать себе серьёзные экологические пробле¬мы. Ему вполне по плечу были бы и крупные техногенные катастрофы типа Чернобыльской, и испытания ядерного оружия в атмосфере, и использование хладонов, точно также как и хищническая вырубка лесных массивов, и радиоактивное и химиче-ское загрязнение окружающей среды. Так что дело не только в количестве населения, но ещё и в стиле мышления и в соответствующем образе действий (Это лишний раз говорит о том, что человеческому существова­нию явно присущи элементы фатализма; недаром народная мудрость гласит: "Дураком родился - дураком умрёшь".)
   Но есть и положительные примеры, скажем, Древний Египет. Во многом загадочная цивилизация возникла и развилась в очень неблагоприятных географических условиях, существуя подобно оазису, окружённому со всех сторон безжизненными пространствами. Обитатели дельты Нила хорошо усвоили тактику выживания и вполне понимали значение того фрагмента зелёного мира, который был дарован им самим Провидением и от которого целиком зависела их жизнь. Как и во всех древних обществах, фактически Египтом правило жречество и, поскольку цивилизация существовала уже долго и творческая энергия масс нуждалась в конкретном приложении, мудрые египтяне надоумились строить циклопические сооружения культового характера, но не в зелёной зоне, а выбрав для этой цели безжизненные и безлюдные места, благо, пустыня была всегда рядом. Этим видом деятельности народы Египта занимались несколько тысячелетий, целые поколения рождались, жили и умирали прежде, чем завершалось строительство каждой из пирамид. Трудно сказать, почему столь стабильное общество внезапно прекратило своё существование; на этот вопрос могут дать ответ лишь специальные исследования, но, тем не менее, от исчезнувшей культуры нам остались не только памятники древней архитектуры, но и наглядный пример экологически безопасной деятельности на общегосударственном уровне. Изначально присущее человеку стремление к покорению и преобразованию природы в египетской цивилизации было весьма разумно и целесообразно направлено в сферу неживой природы, то есть абиотического окружения. 
   Нынче же совсем иные времена. Их отдалённые потомки, по прошествию нескольких тысяч лет и уже на других континентах, вооружённые не суеверным мистическим представлением о мире, а передовым научным мировоззрением и самой совершенной техникой, также вплотную занялись переустройством и преобразованием природы. На этот раз покорением и преобразованием их ближайшего биотического окружения, - тут и поворот рек, и осушение болот, и создание рукотворных морей, которое сопровождалось вырубкой и затоплением гигантских лесных массивов и обширных пространств плодородных земель, и освоение богатств Сибири и Севера, следствием чего явилось тотальное разрушение экосистем тундры и тайги. 
   Понятно, что речь идёт о ландшафте нынешней России, и здесь мы встречаемся с особым историческим явлением, где творческая энергия масс была направлена на подрыв самих основ их собствен¬ного биологического существования. Вся новейшая история России формировалась под эгидой строительства "светлого будущего", не¬обходимым условием чего являлось создание мощной материально-технической базы на основе постоянного и неуклонного развития на¬уки и техники. Величественная социальная перспектива требовала поистине героических усилий по воплощению её в жизнь, и строительство нового общества сопровождалось бес-прецедентным по масштабам и последствиям разрушением окружающей среды (Фешбах М., Френдли А.(мл.). Экоцид в СССР: Здо-ровье и природа на осадном по¬ложении. /Перевод/. - М.: НПО "Био-технология", Изд.-информ. агентство "Голос", 1992. - 308 с.). Ока-зывается, экоцид - это уничтожение всего живого. В Библии Сатана объявлен Врагом Рода Человеческого, но что за существо, которое зовётся Врагом Всего Живого, об этом священные книги умалчивают, однако, понятно, что дьявол против него просто слабак. Но это так, к слову. 
   Конечно, теперь уже стало ясно, что именно капитализм основательно разрушил и продолжает разрушать планету. Его кредо "Максимальная прибыль при минимальных издержках" заставляет экономить буквально на всём: на качестве сырья, на стоимости и безопасности труда, на охране окружающей среды, на самих биологических основах существования человека. В конечном итоге, он сам подрывает основу своего существования, и, по своей сути капитализм суициден, самоубийственен, и, этот его конец уже зримо просматривается; правда, не в ходе победоносного шествия мировой пролетарской революции, а в результате глобальной экологической катастрофы. Как показывает очень недолгий исторический срок его существования, в общей картине развития капитализма отчётливо прослеживается тенденция к пренебрежению биологическим во имя социального, поданная, тем не менее, в заманчивой и яркой упаковке идей личной свободы и всеобщей демократии. Может ли реальный капитализм быть преобразован, скажем, в экокапитализм? Едва ли, потому что это нерентабельно, невыгодно, экономически нецелесообразно, потому, чтобы существовать, он должен экономить буквально на всём. Да, капитализм чрезвычайно рационален и, как утверждают его многочисленные апологеты, эффективен и экономичен. Причём рационален до безумия, до пере-хода этого его, безусловно, позитивного качества в его антитезу, в диалектическую противоположность. 
   Равным образом и коммунизм - эта идеология, зародившаяся в самих недрах капиталистического общества, которая поставила во главу угла объективно существующее и органически присущее капитализму противоречие между трудом и капиталом, явно вознамерившись получить на этом крупные политические дивиденды. Провозгласив примат науки над всеми другими сторонами духовного опыта человечества, она автоматически восприняла тот вариант научно-технического развития, на котором, как на дрожжах, взошёл капитализм. Вместе с тем, идеологи русского коммунизма явно недоучли факт куда более значимый, глубокий и роковой, а именно - факт существования противоречия между капиталом и окружающей средой, зловещие признаки которого всплыли на поверхность гораздо позже. Так что российскому обществу был в своё время навязан товар с душком. Естественно, он продолжал портиться и дальше. Словом, Россия купила тот самый неэкологичный вариант научно-технического прогресса, которым на то время располагал капитализм. А отсю¬да получилось так, что название и лозунги новые, а стиль мышления тот же, да и образ деятельности соответствующий: "...достижение в интересах общества наибольших результатов при наименьших затратах..." (34, стр. 227). Стало быть, опять издержки, опять экономия: на стоимости труда, на уровне жизни, на природоохранных мероприятиях, - исторически знакомая картина. Поскольку дешевле рабского труда ничего нет, коммунистическое руководство немедленно переключилось на лагерную систему, хладнокровно и безжалостно расходуя уникальный человеческий материал, который в более благоприятных условиях мог бы принести обществу несравненно большую пользу. Идеологические и геополитические интересы нового режима требовали создания мощной материально-технической базы, на пути формирования которой учёт всевозможных социальных и экологических факторов выглядел не более чем досадной помехой. Специфический образ мышления коммунистических вождей, проникнутый глубоким неприятием любых аспектов духовного опыта человечества, не укладывающихся в известные идеологические каноны, по-дозрительностью и враждебностью ко всему мировому сообществу, к тому же ещё и подкреплённый весьма жёсткими реалиями административно-командной системы, в целях сохранения и увековечения своей политической власти, в решающей степени способствовал неограниченному развитию отечественного военно-промышленного комплекса в ущерб природе и населению страны. Принципы экологической безопасности вообще не принимались в расчёт, касалось ли это вопросов проектирования, строительства, эксплуатации и утилизации чего бы то ни было, будь то жилые или промышленные комплексы, транспортные коммуникации, энергетические системы, различные военные объекты. В итоге Россия оказалась втянутой в нескончаемую цепь техногенных и экологических катастроф; её крупные промышленные города своим обликом стали больше напоминать архетипические видения Ада, а их население обнаружило стойкую тенденцию к вымиранию. 
   Нынешний псевдодемократический режим ещё более усилил тенденцию сползания России к экологической катастрофе. Многие специалисты как отечественные, так и зарубежные, видят сегодня в этой стране источник серьёзной экологической угрозы для всего мира (35, стр. 217). В условиях открытых границ и свободного движения товаров и услуг, отсутствия надлежащих и строго выполняемых законодательных актов, призванных защитить национальные интересы страны, происходит грандиозное по масштабам разграбление богатейших природных ресурсов России, с одновременным, практически неконтролируемым вывозом и размещением капитала в странах с экономически более стабильным и благоприятным климатом. Материальные и финансовые потери оказались столь велики, что быстро привели население страны к состоянию всеобщего обнищания. Столь тяжёлой экономической ситуации в истории России ещё не было. Само собой разумеется, при нынешнем политическом и экономическом курсе, какие-либо природоохранные мероприятия, масштабы инвестиций в которые должны быть поистине колоссальны, осуществить не представляется возможным. Зато вполне реально превращение страны в мировую экологическую колонию, исполь¬зование её огромной территории для захоронения радиоактивных и химических отходов, ввоз в страну заведомо недоброкачественных товаров, размещение в ней экологически опасных промышленных производств. Всё это происходит уже сейчас, - ведь продажность нынешнего российского чиновничества стала притчей во языцех: за 1000 "зелёных" они готовы, не читая, подписать любой документ, за 2000 - поставить свою подпись на вовсе чистом листе бумаги. Так что Россия заполучила реальный капитализм, да ещё и в чисто национальной форме номенклатурной демократии. Но надо ясно сознавать, что бы ни говорили его новоявленные доморощенные апологеты, что мы получили в высшей степени "грязный" капитализм со всеми органически присущими ему пороками и бездумное воплощение его в жизнь обойдётся в конечном итоге очень дорого, можно сказать, что всё, что есть худшего в этом общественном строе, реализуется здесь и теперь, на территории нашей страны. 
   Поэтому совершенно прав известный немецкий философ, когда в очень деликатной форме напоминает своим российским коллегам, что "в странах с плановой экономикой нет никакого смысла безоглядно перенимать западную социальную систему", так как "экологическая проблема в скором будущем неизбежно приобретёт первостепенное политическое значение", и "парадигма, являющаяся для современной культуры фундаментальной, потерпит крах" (10, стр. 18). Так оно и будет, поскольку экологическая проблема, нависшая над миром подобно дамоклову мечу, требует принятия решительных и неординарных мер. 
   Россия же, последовательно пережившая периоды патриархально-родового, феодально-крепостнического, капиталистического строя и коммунистического режима, сейчас более всего нуждается в таком общественном строе, в котором приоритетное значение будут иметь основополагающие экологические принципы и нормы, которые и определят характер общественно-политического строя и господствующую форму собственности, и, прежде всего потому, что "экологизация без решения проблемы собственности невозможна" ( 15, стр. 279). Принципы экологической целесообразности требуют выбора такого рода формы собственности, за которую её владелец несёт персональную ответственность перед обществом, а если это касается владения фрагментами природных систем, - и перед мировым сообществом в целом. Известна лишь одна форма собственности, психологически отвечающая подобному принципу - личная, которая предполагает личную ответственность, что, конечно, не исключает и возможности совладения, за которым должны стоять вполне конкретные люди. Другие формы собственности, как показывает историческая практика, не обеспечивают реализации принципов экологической безопасности. 
  Возможна ли в России подобная смена приоритетов? Трудно сказать, потому что национальное экологическое движение малочисленно, разрозненно, неэффективно. Вместе с тем, появление на политической карте России экологической партии, свидетельствует о намерении мыслящей части населения взять в свои руки рычаги политической и экономической власти. К сожалению, результаты парламентских выборов в 96 г. наглядно показали, что экологический менталитет российского общества практически равен нулю. Программа экологической партии, изложенная по телевидению её основателями - популярным артистом и известным бизнесменом, так и не породила у избирателя уверенности в том, что её авторы ясно понимают суть экологической проблемы, а скорее, создаёт впечатление, что эта партия - лишь временное политическое обра-зование, сформированное для решения личных конъюнктурных проблем. Конечно, основной массе россиян, столкнувшейся с проблемой просто физического выживания, вовсе не до решения крупномасштабных задач экологического плана. Нет на это ни времени, ни средств, нет и ясного понимания, что нужно делать, но, всё же... 
   В корабельном уставе есть положение, обязывающее команду корабля, терпящего бедствие, бороться за его выживание до самого последнего момента и покинуть его, когда все возможные средства спасения исчерпаны. Надо понимать, что наше положение гораздо сложнее, так как мы не можем покинуть наш космический корабль –планету, а погибнем вместе с ней. И нам ничего не остаётся, как бороться за её и за собственное спасение всеми доступными, всеми возможными средствами. Причём, это вовсе не означает, что мы можем быть уверены в благополучном исходе дела, так как в полной мере ещё не осознаём масштабов нависшей угрозы. Зато мы имеем образец классической пограничной ситуации, ситуации между жизнью и смертью, которая в равной мере способна как вызвать в обществе настроение апатии, безнадёжности и отчаяния, так и придать ему особое мужество, энергию и изобретательность. Но для этого нужно "коренное изменение психологии общества, всеобщее осознание надвигающейся опасности" (5, стр. 52). 
  Такое изменение невозможно, если информация экологического характера всегда будет подаваться в средствах массовой информации как мелкая, незначительная, второстепенная. С другой стороны, в отличие от информации экономического, финансового, военного, политического и другого характера, отражающей игру интересов отдельных слоев общества, группировок, классов и кла-нов, и которая, как правило, тщательно скрывается, информация экологического характера такова, что затрагивает интересы общества в целом, каждого и всех без исключения. Поэтому такая информация должна быть открытой, общедоступной и, прежде всего, правдивой, отражающей истинное положение дел, как, скажем, ежедневная сводка погоды. Только тогда можно изменить психологический климат в обществе, его отношение к ситуации с окру-жающей средой. А между тем, практика сокрытия экологических преступлений является, без преувели¬чения сказать, общепринятой: этим грешат не только солидные экономические, но зачастую и политические структуры. Мировое экологическое движение пока явно не в состоянии в этом плане изменить что-либо к лучшему. К сожалению, характер его деятельности всё ещё напоминает действия дозорного на мачте, увидевшего, что корабль движется на рифы и громкими криками пытающегося разбудить мертвецки пьяную команду и её капитана. Ему бы в этом случае лучше пренебречь служебными обязанностями, спуститься вниз, встать за штурвал, да отвернуть корабль от беды. Поскольку экологическое движение объединяет, главным образом, наиболее сознательную и мыслящую часть населения планеты, оно и должно проявить необходимую волю и решительность, с тем, чтобы реально овладеть рычагами экономической и политической власти в обществе, всё ещё погружённом в состояние техно-сциентистской эйфории. Уже то, что такое движение реально существует, говорит о том, что наиболее активная и сознательная часть мирового сообщества вполне созрела и готова приступить к решению невиданной по своему значению и масштабам задачи качественного изменения стратегии развития цивилизации, где в качестве только первостепенных, исходных мероприятий видятся такие как установление контроля и управления глобальными при-родными системами, прекращение производства изделий, наносящих невосполнимый ущерб окружающей среде, точно также, как в всех экологически опасных видов человеческой деятельности, ограничение роста населения и производительных сил. Основная же цель состоит в реализации беспрецедентной по своему содержанию и масштабам научно-инженерной задачи эко-логической реформации всей существу¬ющей техносферы, задачи, осуществление которой потребует скорей всего, не один десяток лет. 
   Уже совершенно ясно, что время демонстративных акций и декларативных призывов давно прошло. "Решительные меры должны быть приняты незамедлительно" - таково резюме авторов докла-да по проекту Римского клуба. В 1997 г. мы праздновали своеобразный 20-летний юбилей с момента его опубликования. Конечно, можно задать вопрос: а не упущено ли время и для принятия решительных мер? Не слишком ли затянулся подготовительный период? 
   Следует окончательно и бесповоротно покончить с любыми иллюзиями относительно того, что существующее положение вещей может или сохраняться неопределённо долго или же исправиться само собой. Этого не произойдёт, уже потому, что современная цивилизация представляет собой пример явного и рокового отклонения от той общемировой линии развития, которая гарантировала человечеству длительное, стабильное и безопасное существование. Её становление и расцвет во многом обусловлены факто-рами, основанными на игнорировании многих существенных аспектов духовно-исторического опыта человечества, который оно при-обретало и накапливало не одно тыся¬челетие. Результат - налицо. Ныне мировое сообщество столкнулось с проблемой, относительно которой неизвестно, способно ли оно решить её вообще. 
   Тем не менее, как то не хочется верить в то, что человечеству суждено коротать свой, теперь уже недолгий, век на планете, окончательно превращённой в свалку радиоактивных и химических отходов, что оно всё ещё располагает необходимыми нравственными и интеллектуальными ресурсами, чтобы изменить ситуацию к лучшему, отойти от края пропасти, имя которой - экологический конец света. 
   А это значит, что всё ещё открытым остаётся один-единственный вопрос: какова же будет окончательная цена? Цена, наконец, понимания того, что экологическому сознанию не было, нет и не может быть альтернативы... 

1. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. - Ростов-на-Дону: Изд-во "Приазовский край", 1991. - 446с. 
2. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рендерс И., Беренс III, Вильямс. Пределы роста. Доклад по проекту Римского клуба "Сложное положение человечества". - Пер. с англ. Предисл. Г. Я. Ягодина. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 131с. 
3. Homo sapiens против Homo technocraticus. - Киев: Лыбидь, 1991.- 248с. 
4. Кравченко С.М., Костицький М.В. Экологiчна етика i психологiя людини. - Львiв: Свiт, 1991.- 104с. 
5. Скурлатов Ю.И., Дука Г.Г., Мизити А. Введение в экологиче-скую химию. - М.: Высшая школа, 1994.- 400с. 
6. Кондорсе Ж.А. Эскиз исторический картины прогресса челове-ческого разума. - В кн.: Антология мировой философии. В 4-х т. Т.2.-М.: Мысль, 1970. - 776с. 
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка М.: Гос. изд. иностр. и нац. словарей, 1963. - 900с. 
8. Кант И. Сочинения. В 6-и т. Т. 3.- М.: Мысль, 1963. - 799с. 
9. Гегель Г.В. Ф. Наука логики. В 3-х т. Т.1.- М.: Мысль, 1970.- 501с. 
10. Хёсле В. Философия и экология. - М.: Наука, 1993. -204с. 
11. Чжуанцзы.- В кн.: Атеисты, материалисты и диалектики Древ-него Китая. Ян Чжу, Ле Цзы. Чжуанцзы. I-IV век до н. э. Вступ. статья, пер. и комм. Л. Д. Позднеевой.- М.: Наука, 1967. - 321с. 
12. Голдсмит Э. Путь: Экологическое мировоззрение. - Киев: ИА"Эхо-Восток", 1995. - 40с. 
13. Кастанеда К. Учения дона Хуана: путь знания индейцев яки.- Пер. с англ. В. П. Максимова. /Предисл. П. Гуревича/. - М.: Миф, 1991.- 156с. 
14. Гроф С. Целительные возможности необычных состояний соз-нания. - В кн.: Глобальные проблемы и общечеловеческие цен-ности. - Пер. с англ. и франц. - М.: Прогресс, 1990. - 495с. 
15. Реймерс Н.Ф. Экология /теории, законы, правила, принципы и гипо¬тезы/.- М.: Журнал "Молодая гвардия", 1994. - 367с. 
16. Изменённые состояния сознания: Современные исследования. Научно-аналитический обзор. - М.: ИНИОН РАН, 1995. – 59с. 
17. Тютчев Ф.И. Лирика. В 2-х т. Т.1.- М.: Наука, 1965. – 447с. 
18. Гольбах. А. Избранные произведения. В 2-х т. Т.1.- М.: Соцэк-гиз, 1963.- 715с. 
19. Руссо Ж.Ж. Рассуждение о происхождении и основания нера-венства между людьми. - В кн.: Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 2.-М.: Мысль, 1970.- 776с. 
20. Николаев Л.А. Основы физической химии биологических про-цессов. Уч. пособие. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Высшая школа, 1976.- 400с. 
21. Фотокаталическое преобразование солнечной энергии: Гетеро-генные, гомогенные и молекулярные структурно-организованные системы. -Сб. науч. тр.- Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991.- 360с. 
22. Классическая йога. "Йога-сутра" Патанджали и "Вьяса-бхашья",- М.: Наука, Главная редакция вост. лит. 1992. – 260с. 
23. Шепа В.В. На пути к экоонтологии. - Ужгород: Карпаты, 1991.- 123с. 
24. Кочергин А.И., Марков Ю.Г. Васильев И.Г. Экологическое знание и сознание: особенности формирования. - Новосибирск: Наука. 1986.- 218с. 
25. Радыгина Г.В., Иванов А.Н. Пути формирования экологическо-го соз¬нания. - Л.: Знание, 1986. - 16с. 
26. Мировоззрение и естественнонаучное познание. - Киев: Науко-ва думка, 1983. – 326с. 
27. Миллер Г. Принципы экологического мировоззрения. - Киев: ИА" Эхо-Восток", 1996.- 8с. 
28. Соловьёв B.C. Смысл любви. Избранные произведения. - М.: Современник, 1991.- 525с. 
29. Дмитрук В.И. Миры вокруг нас? - М.: Знание, 1990. - 48с. 
30. Василюк Ф.Е. Психология переживания /Анализ преодоления критичес¬ких ситуаций/. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 200с. 
31. Петленко В.П., Царегородцев Г.И. Философия медицины. - Ки-ев: Здоровья, 1979. – 230с. 
32. Линн-Уайт мл. Исторические корни нашего экологического кризиса. - В кн.: Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - Пер. е англ. и франц. - М.: Прогресс, 1990.- 495с. 
33. Лао-цзы. Дао-дэ-цзин.- В кн.: Древнекитайская философия. В 2-х т. Т.1. - М.: Мысль, 1972. - 363с. 
34. КПСС. Справочник. Под ред. Д. И. Антонюка.- М.: Политиздат, 1978.- 399с. 
35. Катасонов В.Ю. Велйкая держава или экологическая колония? - М.: Молодая гвардия, 1991. – 224с.
Категория: Философия | Добавил: Leon (01.01.2012) | Автор: Леонов Александр Григорьевич
Просмотров: 525 | Теги: теология. экология, философия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz